Сразу в роль
«Служебный роман» в Музыкальном ставит Наталья Индейкина на музыку Кима Брейтбурга по либретто Сергея Сашина.
«Не совсем правильно говорить, что спектакль следует за кинопостановкой, - рассказывает Илья Зуев. – Изначально это была пьеса Рязанова и Брагинского, потом она была поставлена в театре, потом по ней сняли телеспектакль, который ужасно не понравился Рязанову и Брагинскому, а уже потом был фильм, который, по сути, вторичен. Конечно, у зрителя возникнет желание услышать знаменитую музыку из фильма, но композитор пошел своим путем».
И тем не менее, Брейтбург воссоздал стилистику советских ВИА – светлые, мажорные, задорные композиции должны поднимать зрителям настроение.
«Служебный роман» - интересный опыт не только для зрителей, но и для всей постановочной группы. Это будет так называемый перенос спектакля, когда режиссер оригинальной версии ставит то же самое на разных сценах с разными актерами. Этот же спектакль барнаульский зритель уже мог посмотреть в исполнении Кемеровского музыкального театра в программе «Большие гастроли» в прошлом сезоне. Теперь у нас будет свой вариант, интересно сравнить.
Такие лицензированные переносы спектаклей – мировой опыт. «Бродвейские спектакли тоже переносятся в другие, самые разные театры вплоть до миллиметра, до костюмов и сценографии, - говорит Илья Зуев. – Но надо понимать, что это всякий раз новые обстоятельства – например, у нас сцена меньше, чем в Кемерове, и это вносит коррективы».
Сейчас активно идут репетиции. Причем почти сразу они были костюмными. Режиссер потребовала от актеров облачиться в героев, чтобы быстрее войти в роли. Для нашего театра это не очень типично, обычно долгое время артисты репетируют в "домашней" одежде.
В главных ролях будут блистать Виктория Гальцева/Юлия Лямина (Людмила Прокофьевна) и Михаил Лямин/Антон Попов (Новосельцев).
Пляшем про горе и счастье
17 ноября зрителей Музыкального ждет премьера оперетты Имре Кальмана «Мистер Икс», которую театралы знают как «Принцессу цирка».
«На моей памяти это третье воплощение кальмановского сюжета на сцене нашего театра, - говорит Илья Зуев. - Оперетты Кальмана, Штрауса, Легара бесконечно реанимируются на подмостках. Правда, сейчас возникает странная тенденция их еще и осовременивать. Например, вся прелесть нашей постановки «Веселой вдовы» как раз в том, что она архаическая и каноническая. Какой смысл в том, чтобы этот сюжет развивался в футуристическом космическом пространстве, а Ганна Главари оказалась бы на самом деле обезьяной. Для специалистов это, возможно, и весело, но зрителю ничего не дает, на мой взгляд».
Даже опера больше предназначена для каких-то других прочтений, считает завлит Музыкального. Оперетта же должна быть классической. «Все ругают опереточные сюжеты за глупость и нелепую комедийность, но это признак жанра – это сказка для взрослых, что-то вроде индийского кино, где поют и пляшут о горе и счастье, и иногда одновременно».
Шикарная классика
Ставить«Мистера Икс» будет главный режиссер Белорусского театра музыкальной комедии Сусанна Цурюк, в арсенале которой немало классических опер и оперетт, включая, собственно, «Принцессу цирка», в разных театрах страны и зарубежья. В числе постановщиков также хореограф Антон Дорофеев, который делал в Барнауле спектакль «Хан Алтай». Приглашение столь прославленной команды стало возможным благодаря гранту губернатора.
Режиссер взяла для постановки пьесу Вячеслава Вербина, ни в одном из кино она не используется. Так что знакомый сюжет несколько видоизменится, хотя академичность спектакль от этого не потеряет.
«Масштаб мощный, - говорит о художественной составляющей спектакля Илья Зуев. – Огромное количество людей на сцене и все постоянно переодеваются».
В провинциальных театрах, по словам завлита, есть традиция все классические оперетты «наряжать» в бальные костюмы конца XIX века, хотя они написаны в 20-30 годах двадцатого столетия, когда мода была совершенно иной. «По стилю это ближе к «Великому Гэтсби» без турнюров и «домов» на голове. Это каре, мундштуки и, вообще, ар-дэко – лаконочно и геометрично», - говорит Илья Зуев.
Что касается музыкальной части, дирижеру Марии Моисеенко удалось отыскать редкость – полную партитуру «Принцессы цирка». Дело в том, что когда эту оперетту ставили в Барнауле, состав оркестра театра постоянно менялся, поэтому все партитуры были, по выражению, Зуева, с «заштопанными дырками» - какие-то партии переписывались для другого инструмента. Теперь музыкальное полотно будет оригинальным, и это многообещающе.
Зритель пишет музыку
Новогодним музыкальным подарком для детей и взрослых в Музыкальном театре будет спектакль «Мэри Поппинс, до свидания!» с той самой музыкой Максима Дунаевского из любимого советского фильма в постановке главного режиссера Татьяны Столбовской.
Кроме этого, на большую сцену вернут балет "Вий", который был временно "изъят" из-за ротации состава: у новых участников труппы просто не было времени, чтобы выучить огромное количество номеров. Теперь спектакль полностью восстановят, поскольку он пользовался большим успехом у зрителей.
И, конечно, театр намерен работать над другими формами общения со зрителем. Так, продолжатся музыкальные квартирники - развлекательный проект Арсена Митичашвили. Зовут гостей и на концерты-лектории Ильи Зуева, который выступает и режиссером, и рассказчиком. Ближайший пройдет 29 ноября и будет называться «Пиковая дама. GPT». Зрители послушают отрывки из знаменитой оперы Чайковского, а также сочинят новую музыку к «Пиковой даме» с помощью нейросети и пофилософствуют об этом феномене в современной культуре.
Самое важное - в нашем Telegram-канале