Выносливый «Беларус»
Работа в учебно-опытном хозяйстве «Пригородное» идет полным ходом. С 21 июня машины вышли на сбор многолетних трав для сенажа (консервированного корма из полувлажной травы). В полях задействован почти весь автопарк хозяйства: это девять комбайнов, более 20 грузовиков и около 50 тракторов.
По словам агронома Рината Шевякова, в год хозяйство заготавливает более 2 тыс. центнеров сена, 24 тыс. центнеров сенажа из многолетних трав и около 70 тыс. — из однолетних. В этом году «Пригородное» надеется увеличить число заготовок, ведь урожай обещает быть очень хорошим. После нескольких лет засухи природа наконец сжалилась над фермерами и подарила обильные дожди, а затем яркое жаркое солнце.
«В такую погоду — заготавливай — не хочу. Раньше едва 50–60 рулонов в день собирали. А сейчас — 196! Только за это утро уже 25 рулонов готовы», — хвалится механизатор Григорий Худышкин.
В доказательство Григорий Иванович показывает мне цифры на пульте управления от рулонного пресс-подборщика: «Компьютер сам считает. Вот такая техника!»
С таким пресс-подборщиком Григорий работает уже пять лет. Технику хозяйство закупило у итальянских производителей. Ее главное преимущество — она автоматизированная. Пресс подбирает скошенную траву, самостоятельно формирует в камере компактный рулон, обматывает его пленкой и сигнализирует водителю: «Рулон готов, давай следующий». Механизатору остается только вести трактор.
Управляет Григорий Иванович трактором МТЗ-82, или, как его называет водитель, «белорус обыкновенный» (официальное название «Беларус». — Прим. ред.). Он выходит с конвейера с 1974 года, отличается неприхотливостью в обслуживании и выносливостью.
«Основные плюсы МТЗ-82: универсальность, долговечность, простота в обслуживании и доступный ремонт. К тому же у него понятное управление, в отличие от китайской техники», — рассказывает Ринат Шевяков.
Факт
У «Беларуса» грузоподъемность 3,2 т, 4-цилиндровый двигатель мощностью 81 л. с. и скорость хода — до 34 км/ч.
Знатный свекловод
Эти качества я решила проверить в деле и прокатилась с Григорием Худышкиным по полю. Хотя кабина и не рассчитана на двух человек, но мы оба «худышки» и друг друга практически не потеснили.
Оказавшись внутри, я сразу поняла: повышенного комфорта от «Беларуса» ждать не стоит. Он практически не изменился с первого года выпуска. В нем также потряхивает от неровностей на поле, и пыль летит прямо через двери. Из «наворотов» только простенькая магнитола над головой да небольшой кондиционер, который не очень хорошо справляется с жарой.
«Это не беда, привыкаешь! — улыбается Григорий Иванович. — А как раньше работали? Например, на Т-4? (гусеничный трактор, выпускался алтайским тракторным заводом. — Прим. ред.). Там такая пылюга стояла, что у меня, когда выходил из кабины, только зубы белыми оставались».
Григорию Худышкину есть с чем сравнивать, ведь за 45 лет работы он перепробовал самую разную технику.
«На всем приходилось работать: и на “Кировце”, и на “Акросе”, и на “иномарках”. Конечно, на последних комфортнее, но в обслуживании они дорогие. А такой “Беларус” можно и самим починить, если что», — рассуждает механизатор.
Я не могла не задать вопрос, как этот человек стал трактористом.
«Молодой был, глупый, — смеется Григорий Иванович. — В 1979 году пришел из армии и отправился в родной колхоз в Мамонтовском районе. Перед службой я отучился на шофера и собирался водить автомобиль. Но выяснилось, что машин в колхозе нет. И тогда председатель мне предложил: “Поработай пока на тракторе, а там осень придет, появится машина, и будешь шофером”. Вот так 45 лет эту осень и жду».
Больше 20 лет Григорий Худышкин отработал на свекле, был лауреатом краевой премии за хороший урожай и даже носил гордое звание «Знатный свекловод». Но из-за долгой работы на технике его не миновала «болезнь трактористов» — руки и ноги у водителя уже не те, что раньше. Здоровье он поправляет в санаториях, путевки в которые предоставляет хозяйство.
Комбайн с «молочными зубками»
На соседнем поле трудится коллега Григория Ивановича — Сергей Неркель. Ему посчастливилось первым управлять новеньким кормоуборочным комбайном, который год назад купили у немецкой компании Krone, — BiG X 630.
«Техника абсолютно новая, у нее, можно сказать, только “зубки прорезались”, — улыбается Ринат Шевяков. — Мы взяли комбайн для уборки кукурузы, и он приступил к работе уже в конце августа. Сейчас с его помощью заготавливаем сенаж».
Цифра
У комбайна BiG X 630 стоит двигатель с длительной мощностью от 490 до 653 лошадиных сил. Благодаря независимой подвеске колес и колесных гидромоторов у транспорта повышенная маневренность. А мощный измельчающий барабан быстро перерабатывает траву и практически без перебоев подает в хобот единым потоком.
Комбайн ярко блестит на солнце желтым боком и шустро бороздит поле — как тут устоять и не прокатиться. Тем более что места в кабине в разы больше, чем в компактном тракторе.
— А хорошо-то как у вас! Прохладно! — первым делом говорю, забравшись внутрь.
— Это да, технику за границей делать умеют, — соглашается Сергей Неркель. — Наши, конечно, тоже молодцы, но пока догнать не могут.
Но не только мощный кондиционер заслуживает похвалы. Главное достоинство комбайна — полное подавление шума и вибрации. В кабине практически не чувствуются неровности поля, а шум измельчающего барабана напоминает о себе едва слышным жужжанием. Когда работаешь практически с 9:00 до 21:00, это ценится особенно, признается Сергей Неркель.
«Он весь на пневмоподушках и гидравлике, колеса низкого давления, поэтому любой удар здесь практически не чувствуется, — объясняет механизатор. — Даже сидение подстраивается под движение комбайна. Если я на кочке подпрыгну, то рычаг из рук не упущу». Присмотревшись, действительно замечаешь, как водительское кресло плавно покачивается вместе с комбайном.
При этом Сергей добавляет, что камней и другого мусора на своем пути комбайн не любит. При попадании случайной железки подборщик отключается, а громкий сигнал оповещает водителя: «Убери препятствие, а то не поеду». С одной стороны, это неудобно, поскольку приходится выходить из кабины и убирать случайный мусор. А с другой, такая система предотвращает поломки.
Нельзя не обратить внимание на цифровую «начинку» комбайна. В кабине установлен электронный дисплей, с которого можно управлять техникой. А сам транспорт буквально «облеплен» датчиками и камерами: он считает, сколько убрал гектаров и собрал центнеров, знает, сколько загрузил в КамАЗ, а к концу дня даже выдает уровень урожайности и средний показатель влажности.
Механизатор в третьем поколении
За почти 30 лет работы Сергея Неркеля таким комбайном он управляет впервые.
«Если бы этот комбайн появился 20 лет назад — о-о-о! Это было бы что-то невероятное. Тогда о такой технике мы даже не мечтали», — признается механизатор.
Сергей — потомственный аграрий. Его дед всю жизнь работал в полях, отец много лет трудился в поле и сейчас вышел на пенсию, вот и наш герой продолжил семейное дело. «Я вырос в бригаде, воспитывался на полеводстве, так что впитывал все с детства», — говорит собеседник.
«Больше всего в сельском хозяйстве мне нравится разнообразие! — поделился Сергей. — Сегодня ты катаешься на комбайне, завтра — на другой технике, послезавтра будешь орудие перецеплять на тракторе. Летом собираешь сенаж, осенью пойдет кукуруза — на ней особенно интересно. И так каждый день что-то новое».
После уборки многолетних культур трактористы и комбайнеры приступят к сбору однолетних трав, а вслед за ними наступит пора собирать силос. И скоро Сергей Неркель вместе с Григорием Худышкиным начнут убирать свою любимую кукурузу.
Самое важное - в нашем Telegram-канале