Жизнь

Оружейных дел мастер рассказал, как делать клинки

На дамаск меня подвигнул, в нехорошем смысле этого слова, политехнический, – рассказывает Юрий Колодкин, начальник экспериментального участка Сибирского научно-исследовательского института сыроделия. По словам собеседника, в 90-х он предложил кафедре литья и плавки политеха сделать булат. Провёл несколько плавок, увидел, что может получиться.

Юрий Колодкин, начальник экспериментального участка Сибирского научно-исследовательского института сыроделия.
Юрий Колодкин, начальник экспериментального участка Сибирского научно-исследовательского института сыроделия.
Анна Зайкова

– И тогда мне говорят: заплати за научно-техническую разработку, мы тебе, может быть, что-то сделаем. При этом назвали сумму, которая для меня оказалась неподъёмной. Но руки чесались, когда сабли дамасские на картинках видел. И однажды случилась встреча с кузнецом Рашидом Гайнулиным. – Да ты что! – удивился тот, когда я ему предложил выковать "легенду". Cтал уговаривать: – Две тысячи лет назад люди это ковали, неужели у нас, на заре третьего тысячелетия, не получится?

Попробуем. Пробовали долго. Через полгода Юрий и Рашид были на грани затею бросить. И вдруг бог кузнецов Сварог смилостивился.

Как закалялась дамасcкая сталь

– Самый большой и важный секрет дамасской стали – ковка, – рассказывает Юрий. – Чтобы будущий клинок был и крепким, и пластичным, берётся сталь, как эластичная, так и жёсткая. И эти разные листы металла складываются в брикет весом от 4 до 5 килограммов. К стальному кирпичу приваривается ручка-кочерга. Мы до этого додумались сами, потом увидели, что так, в принципе, и делается. Брикет надо нагреть, главное – попасть в нужную температуру. В описаниях рекомендуют 1100 градусов. Вы можете представить обычную кузницу, где можно измерить эту температуру? Нереально. Почему во всём мире во всех кузницах темновато? Чтобы хорошо видеть цвет нагретого металла. А цвет должен быть соломенный. Это тоже с опытом понимаешь. Когда металл спекается, то появляется звук под молотом совершенно другой, не металлический. Здесь важны все нюансы: цвета, удары, время. На несколько секунд задержишь кочергу дольше, и металл сгорит. Я видел глаза Рашида, когда он доставал оставшиеся полбрикеты.

Полученная пластина снова рубится на несколько кусков, и уже этот многослойный кирпич опять кладётся кочергой в печь. И так можно до бесконечности. Каждый мастер решает сам, когда остановиться.

– Маленький нюанс, – выдержал паузу собеседник. – Авторы во всех описаниях чуть-чуть недоговаривают. К примеру, о том, что чем меньше слоёв в конечной заготовке, тем рисунок потом более крупный. Мне лично понравился рисунок в полотне, которое образуется из 300 слоёв. В клинке шириной 3-5 сантиметров он и виден, и не мелок. Формировать рисунок можно по-разному. Самое простое – зубило и молоток, металл изгибается. Или палочку железную как верёвку скрутить и потом ковать. Каждый автор действует, как умеет. Я научился делать тот рисунок, который получали древние мастера, так называемый дикий дамаск, – заметил собеседник не без гордости и добавил: – Одна и та же картина здесь, как и в малахите, никогда не получается.

Проклятые занозы

– Чудесную картину на клинке в любой момент может неожиданно испортить окалина. Если ты от неё сразу не освободишься, не сотрёшь тщательно с брикета, она потом может вылезти, как заноза, на последнем этапе в виде некрасивой линии. Как-то мне знакомые принесли саблю с Кавказа XVII века с этой занозой посреди клинка, – поделился Юрий. – Скорее всего, мастер его ковал и, увидев брак, выбросил. Так и пошла она дальше жить с этим дефектом.

За что подмастерью отрубили руку

Каждый мастер Дамаска в древности выбирал свой режим закалки. Есть легенда, что однажды подмастерье сунул руку в чан, где проводилась закалка, чтобы проверить температуру, и поплатился рукой – полез не в своё дело... У барнаульского мастера тоже есть свои секреты.

После закалки он тщательно вытачивает клинок из калёной заготовки. Дальше тот шлифуется и проявляется в кислотах.

– Два разных металла по-разному реагируют с кислотами. И появляется нужная гибкость. Один деятель в книжке написал: "Я обрабатываю парами азотной кислоты". Я попробовал и понял, что тот наврал. Методом тыка сам дошёл, пробовал разные кислоты, разные рецепты. Когда надышался всем этим, что-то получилось...

Колодкина сегодня уже не интересуют обыкновенные клинки. К примеру, в подарок сыну он сотворил клинок "хакер", в рукоятке которого находится компьютерная плата, а подставкой служит разрезанная "мышка".

"Магия дамаска есть, и её трудно объяснить. Когда ковка начинается – сигарета, кофе. Внутренняя дрожь, когда несёшь раскалённый брикет. Бывает, что-то не сваривается. Не хочет металл к металлу прилипать. Это может произойти на любом этапе. И начинается такая карусель... И обидно, и самое главное – непонятно. Всё ведь то же самое! И внутри то ли струна, то ли пружина всегда и какая-то заведённость: получится до конца или не получится"

Юрий Колодкин – великолепный генератор идей. "У меня гипертрофированное чувство любознательности, и это движет моими поступками". Сегодня у патриота нашего края есть огромное желание производить сувениры на алтайскую тематику. "У меня есть несколько задумок, реализованных в металле, в дереве, – делится мыслями Юрий. – К примеру, я сделал набор монет, посвящённый алтайским скифам. На лицевой стороне – пять скифских сюжетов, с другой стороны монеты написано: "Алтай – перекрёсток цивилизаций". Есть у меня задумка и других недорогих сувениров".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость