Жизнь

«Само не рассосется». Барнаульский психолог ответила на самые стереотипные вопросы о детском развитии

Почему у ребенка нельзя забирать телефон, как часто покупать новые игрушки и страшно ли, если ребенок рисует черными красками. Мы задали вопросы о популярных мифах, связанных с детским поведением и развитием, Марине Протопоповой – клиническому психологу, директору нейропсихологического центра «РазУм».

Дети.
Дети.
открытые источники (CC0)

Прививки вызывают аутизм, это уже давно доказано, ведь так?

— Прививки сами по себе аутизм вызвать не могут. Как правило, особенности психики, увеличивающие риск развития отклонений, заложены с рождения. Часто генетика является причиной разного рода отклонений после прививок.

Перед прививанием важен осмотр педиатра, чтобы специалист подтвердил, что ребенок соматически здоров.

Все педиатры за то, чтобы детям ставили прививки, потому что это профилактика серьезных заболеваний. Если родители хотят отдать ребенка в государственное дошкольное учреждение, то у него обязательно должны быть проставлены все профилактические прививки. Он может сам заболеть, может заразить других детей серьезными заболеваниями. Поэтому система здравоохранения требует прививок в обязательном порядке.

Главное — обратиться к специалисту и узнать о возможных противопоказаниях. Но в любом случае прививки сами по себе аутизм не вызывают, если для этого нет генетических предпосылок.

Прививка. Вакцинация.
СС0

Правда ли, что после трех лет заниматься развитием ребенка уже поздно?

— До трех лет ребенок действительно очень восприимчив к информации, он обрабатывает весь сенсорный опыт вокруг. В это время наиболее активно развивается головной мозг.

С ребенком важно начать заниматься в самом раннем возрасте, притом комплексно. Не одним только интеллектуальным или физическим развитием, а всем сразу, но понемногу. До трех лет очень много чего закладывается, и этот период важно использовать по максимуму.

Можно, допустим, сделать диагностику, посмотреть уровень развития ребенка, получить рекомендации от специалистов, узнать, куда направить внимание. И да, родителям придется потрудиться – они главные учителя для ребенка.

Необходимо давать весь возможный сенсорный опыт – все потрогать и попробовать. Это самое ценное. Ребенок все впитывает, и очень важно понимать, что мы даем ему впитывать.

Но при этом не стоит пичкать его разными кружками и секциями в большом количестве. Подобная специализация в раннем возрасте ни к чему. Это может быть и вовсе вредно, потому что ребенок еще не готов к углубленному изучению чего-либо. Важно на ранних этапах просто получить много качественного сенсорного опыта и двигаться дальше.

Процессы развития дальше будут немного замедляться. Но это не значит, что к трехлетнему возрасту ребенок уже сформирован. Надо работать на всех этапах развития соответствующе. Для дошкольников эффективными будут одни методы, а для подростков уже другие, и тогда развитие будет постоянным и полноценным.

Во время "Электронной недели на Алтае" барнаульских ребят учили робототехнике.
Анна Зайкова

Если с ребенком заниматься дома без помощи педагогов, то без развивающих игрушек не обойтись?

— Нет, это не так. Рынок развивающих игрушек перенасыщен. У меня не раз были такие случаи, когда я заходила в магазин, и там не было ничего хорошего, что я бы захотела купить к нам в центр для качественного развития детей.

Поэтому здесь очень важно понимать, что иногда игрушки избыточны. Например, если это совсем маленький ребенок, то нужно сначала познакомить его с базовым спектром цветов, а потом уже с оттенками. И это должны быть реалистичные игрушки. Мишка — это мишка, не Винни-Пух: сначала ребенок должен усвоить эталоны, понять, что вокруг него. Развивающим будет только то, что правильно подобрано.

И это не всегда именно развивающие игрушки. Обычный игрушечный трамвайчик можно потом заместить деревянным кирпичиком. Ребенок будет играть с ним и представлять, что в его руках трамвай, машина, паровоз, да хоть самолет.

Иногда даже очень полезно убавить количество игрушек. Мы, взрослые, можем недолго походить по торговому центру и вдруг устать из-за чрезмерного разнообразия. То же самое, когда у ребенка много игрушек — он просто перешагивает через них, потому что это избыточная для него среда. А вот когда их минимум или чуть больше минимума, ребенок начнет играть осознанно.

Много игрушек не надо. Необходимо понимать, зачем они и что именно развивают. Здесь важно понимать, на какие пробелы в развитии надо обратить особое внимание. В этом помогут специалисты, например, дефектологи.

Ребенок. Игрушка.
unsplash.com

Я забираю телефон у ребенка перед сном, перед домашними заданиями. Я все правильно делаю?

— Важно вводить правила, потому что если мы просто забираем, это запреты. Они давят на эмоции ребенка, возникает протест, бунт, обида в зависимости от возраста. Надо договариваться. Например, если вы с ним порисовали, побегали, поиграли, потом он сам посмотрел что-то в телефоне, это хорошо.

Если мы говорим про ребенка семи лет, то, конечно, время в телефоне стоит прилично ограничивать — до получаса в день. А лучше выбирать большой экран — телевизор, планшет, ноутбук. Телефон заставляет ребенка напрягать зрение, чтобы что-то рассмотреть.

По возможности лучше и своим примером показывать отказ от телефона — чуть-чуть посмотрели, сделали свои дела, убрали и чем-то другим занимаемся.

Дети легче расстаются с устройствами, если в их жизни достаточно других интересных занятий. Когда ребенок говорит, что ему скучно, родители могут сказать «ну ладно, поскучай пока» (тут важно выбрать правильную формулировку). Практически все дети — и дошкольники, и школьники — в таких случаях сами находят себе занятие.

Важно, чтобы ребенок научился сам находить интересное в жизни и занимать себя. Это умение пригодится ему в школе и поможет развивать мотивацию к обучению.

Телефоны предлагают легкие способы получения удовольствия: хочешь посмотреть мультик — нажми на экран. Но для реального развития нужно учить ребенка самостоятельно искать интересное.

Задача родителей — подготовить ребенка к тому, чтобы он умел учиться и добывать знания, когда пойдет в школу. Этот процесс будет более качественным, если в дошкольном возрасте ребенок научится находить интерес в разных занятиях без помощи телефонов.

Ребенок с телефоном.
СС0

Современные дети слишком гиперактивны, больше чем предыдущее поколение, так?

— Гиперактивность всегда существовала, и важно уметь ее различать. Примерно у 10% детей наблюдается СДВГ, причем среди мальчиков этот процент выше.

СДВГ — сложная тема. Например, этот синдром может проявляться как аллергическая реакция на что-либо или из-за повышенного уровня тревоги у ребенка. Может быть проявлением синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости у маленьких детей или вовсе особенностью темперамента, что иногда вариант нормы.

Если активность ребенка избыточна, стоит обратиться к неврологу. Диагноз гиперактивности или СДВГ обычно ставится с четырех лет. Для этого симптомы должны проявляться не менее полугода в трех сферах жизни – дома, в детском саду или школе и на дополнительных занятиях.

Если избыточная активность проявляется только в одной сфере, то проблема, скорее всего, не в гиперактивности, а в особенностях взаимодействия или системе взаимоотношений в семье или социуме.

Ребенок, дети, ребенок играет.
unsplash.com.

Ребенок был очень послушным, а потом как подменили. Что с ним, избаловали?

— В разные возрастные периоды дети ведут себя по-разному, и подходы к их воспитанию тоже различаются. С дошкольниками важно установить четкую систему правил, чтобы помочь развивать саморегуляцию, избегать эмоционально-окрашенных реакций.

Что касается подростков, то это уже ювелирное искусство. Они начинают проверять границы и формировать свою личность, определяя, на что они имеют право и что могут себе позволить.

Подростковое поведение часто характеризуется эмоциональной нестабильностью и гормональными бурями, что делает взаимодействие с ними особенно сложным. В этом возрасте родители могут отойти на второй план по значимости для ребенка, и он может больше открываться другим взрослым – педагогам, тренерам, психологам.

Важно понимать, что изменения в поведении подростка связаны с процессом становления его личности и гормональными изменениями в организме. Если до этого возраста не были заложены качественные основы взаимоотношений и системы правил, то в подростковом периоде могут возникнуть сложности.

Грустный ребенок
Freepic

Ребенок стал часто рисовать черными карандашами. Он страдает, ему плохо? У него депрессия?

— Нельзя делать однозначные выводы по рисунку. Это лишь отражение субъективного восприятия ребенком мира и его состояния в момент рисования.

Черный и белый — это контрастные цвета, и некоторые дети используют черные карандаши или фломастеры, потому что их лучше видно на белой бумаге.

Иногда черный цвет становится любимым из-за влияния окружающей среды. Например, родители купили красивую черную машину, это круто и вызывающе, и ребенок будет выбирать черный как любимый и положительный.

Самое важное — смотреть на общую картину: как ребенок живет, какое у него настроение, как он себя чувствует и взаимодействует с другими.

Если он выражает свои эмоции через рисунок, даже если это монстры или сцены агрессии, — хорошо, потому что он не держит эмоции в себе, выплескивает на бумагу. Родители могут этому только порадоваться. Разумеется, в каких-то рамках. Если там совсем страшные вещи, то надо обратиться к психологу.

Так что черный — это всего лишь цвет, который есть вокруг нас.

Игрушки из детских рисунков.
Fresher

Специальный вопрос

С какими мифами и стереотипами вы чаще всего сталкиваетесь в своей практике?

— У меня широкий круг вопросов: от развития самых маленьких детей до помощи взрослым в поиске себя и внутреннего баланса. Существует множество мифов, которые формируются в родительской семье и могут привести к неправильным установкам.

Например, у родителей маленьких детей популярны мифы о том, что ребенок заговорит сам собой к трем годам. То есть сам возьмет и заговорит, и можно ничего не делать. Нет, надо.

На самом деле уже в полтора года можно заметить тенденции к задержке развития. И не надо ждать до трех, когда задержка будет уже серьезной. Сразу стоит обратиться за консультацией, чтобы узнать, как стимулировать ребенка и создать подходящую среду для его развития.

Частая тема — подготовка к школе. Если ребенок не слушается и не умеет управлять своими эмоциями, это может стать проблемой в социуме. Саморегуляция — один из главных критериев готовности к школе. Родителям важно выстроить систему правил и следовать ей.

Тут школа на носу, а ребенок капризничает, не хочет ничего делать. Не надо ждать, что все само рассосется. Нет, не рассосется. В начальной школе задача родителей — помочь ребенку научиться самостоятельности.

В первом классе большинство детей научаются делать все самостоятельно. Нужно закрепить этот опыт, чтобы во втором классе, когда будет оценочная система, ребенок чувствовал себя полноценным учеником.

Он может быть сколько угодно умным, но если не склонен к саморегуляции, то к школе обязательно проявятся все недоработки и возникнут проблемы.

Дети. Школа.
Фото: freepik.com

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость