Об истории появления театра "Калейдоскоп", о судьбе СТЭМов и театров эстрадных миниатюр, о том, как актеры пришли в театр, читайте в первой части интервью с Александром Полетаевым, Александром Федоровым, Дмитрием Никулиным, Петром Винсом и Виталием Гасаевым.
- Если вернуться к истокам, откуда вышел коллектив. Центром СТЭМовского движения в Сибири в свое время был Томск. А где сейчас наиболее активна деятельность студенческих или полупрофессиональных театров вузов?
А.П. К сожалению, многие межрегиональные формы из-за финансовых проблем закрылись. Такие мощные фестивали, как казанская "Икариада", международный фестиваль СТЭМов в Волгограде, который собирал Украину и Россию – они существуют, но они стали более местечковые. Даже томская "Юморина" стала более томской. Гостям сложно найти деньги, чтобы поехать туда. Это возможно чисто на энтузиазме.
А.Ф. Вообще этот жанр очень тихо существует. Может, кого-то вдохновит труд "Уральских Пельменей", которые на телевидении делают СТЭМовскую программу. Мы-то давно не СТЭМ, в первом значении этого слова. Мы - эстрадный театр, театр эстрадных миниатюр – ТЭМ.
- В одном из интервью конца 90-х Александр Полетаев сказал, что в СТЭМ сейчас приходят "отчаянные артисты". А что искало для себя "поколение" начала 90-х, те, кто стремился попасть в "Калейдоскоп" в тот период?
А. П. Тут сыграла вторая профессия, которую студенты получали за пять лет, они решили заниматься этим профессионально. Начали делать то, что хорошо получалось.
В.Г. Когда я в первый раз увидел "Калейдоскоп" на сцене, я смотрел на них широко открытыми глазами. Они уже гремели, были "звездами" в городе, побеждали на городских "Юморинах". Помимо театра "Калейдоскоп" у нас в вузе был свой студенческий театр. "Калейдоскоп" существовал при студклубе. Но, кроме того, в "политехе" был "Штаб трудовых дел", при котором нам предложили создать коллектив, чтобы поднимать "боевой дух" бойцов студенческих стройотрядов. Вначале мы хотели назваться "Бродяги", но потом выбрали более благородное и звучное название - "Ваганты", странствующие поэты. В 1989 году мы выступали на посвящении в студенты. Выступление было настолько удачным, что Александр Иванович Полетаев пригласил нас – меня, Александра Лукина, Андрея Деулина, Ивана Бедарева – в команду КВН, созданную на базе театра "Калейдоскоп". А когда мы в 1990 году стали чемпионами Сибирского регионального конкурса КВН, нас пригласили в "Калейдоскоп" в качестве "свежей крови".
Когда я попал в коллектив, мне хотелось хоть сумки таскать, хоть колонки, что угодно - только чтобы с ними рядом быть. А в 1992 году получилось так, что произошел конфликт между "стариками" и Полетаевым, и в городе прошло две "Юморины". Старшее поколение сделало свою "Юморину в драмтеатре, а мы в театре оперетты собрали три зала. И я считаю, что становление театра началось именно с 1992 года. И мы выжили, когда государство плюнуло на все, что связано с искусством, – выплывайте как хотите. Мы выплыли, окрепли и доказали, что действительно из себя что-то представляем.
Прежде всего, для меня театр "Калейдоскоп" – это семья. Когда я шел на репетицию, я смотрел, светятся ли окна в помещении "Калейдоскопа" или нет. Если светились, у меня даже на сердце теплело. Я бежал по лестницам и переходам туда, как мотылек, летел на этот свет.
Д.Н. Мной двигал интерес. Сейчас ситуация изменилась, человеку надо в первую очередь найти работу. Если человек чувствует, что эта работа совпадает с творческими устремлениями, то welcome to paradise. А в театр я пришел, потому что я учился в театральной студии и хотел продолжить обучение. Я всегда играл эпизодические роли и не жалею. И сейчас стараюсь тоже. Даже маленькая роль должна быть сыграна хорошо. Тогда если и большие роли будут хорошо сыграны, и маленькие ещё яркие, то хорошее полотно получается.
П.В. Я ничего не искал, мне было просто интересно, меня это увлекало. Есть такое понятие – увлеченность, а есть крайняя степень увлеченности – одержимость. В тот момент я как раз был одержим. Выход на сцену давал ощущение, которое сравнимо, возможно, с наркотическим опьянением. Это несказанное счастье от того, что ты просто присутствуешь на сцене и выходишь к зрителям. Если это находило какой-то отклик, это было вдвойне ценно. Отношение к этому до сих пор очень серьезное. Каждая шутка является маленьким спектаклем. И попробовать из неё сделать маленький спектакль - это задача, которую я перед собой ставлю.
А.Ф. Просто было ощущение, что хочется себя проявить. Понравился коллектив. Увидел, что набор проходит, хотелось попробовать, попробовал. На свою голову.
- Новый человек в "Калейдоскопе" приживается не сразу, должен пройти, по выражению Александра Полетаева, "инкубационный период". Это до сих пор так?
А.Ф. Очень много зависит от обстоятельств. Одно время был стабильный состав. Новичку в этом случае практически невозможно влиться. Это очень сложно. Хотя у нас было такое – когда пришел Дима Никулин. Пришло человек 10-12. В результате остался один Дима Никулин из того набора. Он был достаточно яркий и умелый человек. И как-то сразу проявил себя.
А в начале 2000-х была ситуация, когда появился человек - и сразу его в работу, потому что он нужен. Так Артём Кочанович появился. Он проявил себя на городском КВНе, который мы тогда курировали, мы его позвали.
Станислав Андрейчук так появился. Его нам порекомендовал руководитель вузовского бального коллектива, говорит: "Такой мальчик талантливый! Поет, танцует, играет". А нам как раз людей не хватало на концерт в Томске, причем срочно. Приходит Станислав – ни петь, ни танцевать не умеет – ничего. Ну, с горем пополам один номер разучили. Причем он до сих пор не поёт. А после Томска он год находился в репетиционно-сочинятельском процессе, пока не поспел окончательно. Как правило, это период маринада, человек должен промариноваться, проникнуться. По себе помню - когда студентом пришел.
- Как современные властьдержащие понимают идею СТЭМа? Воспринимают ли люди, от которых зависит существование таких театров, эту идею?
А.П. Это такая запутанная история. Сейчас тренды другие - это лидерские тренинги и школы. Какие-то социальные проекты. Этому больше сейчас уделяется внимание.
- Театр – тоже своего рода лидерская школа.
А.П. В театре надо потрудиться, приложить силы для того, нужен талант – это очень сложно. Театр требует внимания и со стороны зрителя. Это труднопотребляемый продукт. Надо погружаться в атмосферу, и если у нас на программе зрительный зал будет болтать, то развалится полностью все действие. Поэтому театр по телевизору сложно смотреть. И ради вот этого живого энергетического обмена и приходит зритель.
- Что существование студенческого театра может дать институту и сообществу студентов?
А.П. Игра в студенческом театре – это возможность не зацикливаться на своем профессиональном кругу. Чтобы было ещё время для размышлений, чтобы посмотреть на мир другими глазами. Выскочить из какой-то гонки из технологической цепочки, в которой ты работаешь винтиком. А здесь ты выпрыгиваешь и пробуешь создать какой-то свой мир и поделиться своим взглядом с другими.
А.Ф. Для студента это ещё одно обучение, если ему будет это интересно этим с удовольствием заниматься. Ты учишься, как себя вести на сцене, как выступать, приобретаешь навыки определенные, которые тебе впоследствии могут пригодиться. В общем, есть возможность проявить свои творческие способности.
- Если выйти на улицы Барнаула с вопросом "Что вы знаете о театре "Калейдоскоп"?", какой по вашему мнению ответ будет наиболее популярным?
А .П. Более взрослые вспомнят свою студенческую молодость - да, ходили на концерты, переполненные залы были. Но, увы, если даже в нашем вузе пройти и спросить у студентов, что такое театр "Калейдоскоп", многие скажут, что не знают.
Д.Н. Мне интересно, что скажут люди. Я никогда не задумывался об этом. Но узнает "Калейдоскоп" то поколение, кто ходил на него.
В.Г. Вообще в свое время, когда в Москве мы раздавали продюсерам кассеты и говорили, что мы в Новосибирске собираем тысячные залы, нам продюсер Виктор Алисов сказал: "Спустись в метро, спроси у 100 человек, кто такой Виталий Гасаев. Если хотя бы один скажет, то ты в Москве можешь спокойно тысячный зал собрать. А если десять – то уже можешь стадион собрать". И мне действительно интересно - я знаю, что многие помнят. Очень многие люди молодого поколения знают театр "Калейдоскоп". Он уже в статусе легенды. У молодых КВНщиков в Барнауле шутка появилась - пока существуют длинные нудные миниатюры, театр "Калейдоскоп" будет жить вечно.
Опрос на улице показал – театр "Калейдоскоп" знают и любят выпускники АлтГТУ и те, кто раньше следил за его творческой жизнью. Но многие и не представляли, что театр продолжает делать новые программы в сотрудничестве с командой "Дети лейтенанта Шмидта".
Читайте в следующей части об участии "Детей лейтенанта Шмидта" в КВН.
Источник: dlsh.ru.
Самое важное - в нашем Telegram-канале