Иван Казанцев,
старший юрист "Юридической фирмы “Безруков и партнеры”":
Работа над этим документом велась давно. Предпоследняя редакция проекта вызвала волну критики и негодования со стороны предпринимателей, прямо называвших документ инструментом воздействия на бизнес. Отзывов о проекте КоАП со знаком плюс было крайне мало.
Услышав общественное мнение, авторы проекта до внесения его на рассмотрение Госдумы провели работы по "гуманизации" документа, внеся поправки по ряду наиболее острых вопросов.
Итак, что же в итоге ляжет на стол перед депутатами? Проект нового КоАП состоит из трех разделов (общая часть, особенная часть, производство по делам об административных правонарушениях) и насчитывает 1592 страницы.
К наиболее интересным особенностям нового КоАП можно отнести следующее:
1. Расширен перечень видов административных наказаний за счет включения в него исправительных работ, лишения специального разрешения (лицензии), административного запрета на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидация юридического лица.
2. Появление последнего из перечисленных видов наказаний — ликвидация юридического лица — вызвало немалые опасения у российских предпринимателей, посчитавших данный вид наказания избыточно жестким.
В последней редакции проект КоАП предусматривает только три правонарушения с таким видом наказания: создание условий для торговли детьми и их эксплуатации, изготовление и оборот порнографических материалов и предметов с изображением несовершеннолетних, оказание финансовой поддержки терроризму.
Опасения же российского бизнеса сводятся по большей части к возможности распространения в дальнейшем данного вида наказания и на другие, менее опасные правонарушения.
3. Проект впервые предусматривает возможность ареста имущества в целях обеспечения возможности взыскания назначенного штрафа.
Вопрос о наложении ареста будет разрешаться судом, при этом аресту не будет подлежать имущество, которое в силу закона не может быть реализовано (единственное жилье, предметы домашнего обихода).
К слову сказать, размер штрафов за отдельные правонарушения увеличился в разы, за что проект КоАП не раз назывался "репрессивным". Так, за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию должностных лиц ждет штраф в размере 40–80 тыс. рублей (ранее 20–50). В два раза вырос предельный размер штрафа для юридических лиц за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного (муниципального) контроля (надзора) — до 20 тыс. рублей.
4. Одним из ключевых изменений проекта КоАП является перераспределение подведомственности дел об административных правонарушениях между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Теперь разграничение между судами проведено по конкретным правонарушениям, а не по признаку их экономического характера. Это разграничение подведомственности вызвало критику со стороны юридического сообщества. Оно, в частности, было названо "произвольным" и не вытекающим "из традиционной логики деления предпринимательских и непредпринимательских дел".
Приведенные изменения, конечно же, не все, что отличает новый КоАП от действующего кодекса, однако эти изменения показательны и в целом указывают наметившуюся тенденцию к ужесточению законодательства об административных правонарушениях, особенно в части принудительного исполнения наказания.
"Новшества позволят осовременить кодекс"
Роман Виноградов,
юрист:
Данный законопроект предлагает достаточно много новшеств, среди которых, например, выделение грубых, значительных и менее значительных категорий административных правонарушений.
Из наиболее значимых нововведений можно отметить то, что в перечень видов административного наказания за грубые административные правонарушения предлагается включить исправительные работы, ликвидацию юридического лица и прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Также новый КоАП предлагает упрощенный порядок взыскания административных штрафов на небольшие суммы за счет удержаний из заработной платы, пенсии и т. д. При этом в качестве гаранта исполнения административного наказания вводится схожая с гражданским процессом мера обеспечения — обеспечительный арест имущества.
Более того, законопроектом предлагается ввести "льготы" при уплате административного штрафа. Так, при оплате штрафа в срок до 20 дней у лица появляется возможность уплатить его в размере 50% от назначенной суммы. Сегодня такая возможность применяется только к штрафам за правонарушения в области дорожного движения.
Думаю, что появление подобных новшеств позволит "осовременить" кодекс, сократив количество вносимых поправок, что в свою очередь должно положительно повлиять на правоприменительную практику. На сегодняшний день в действующий КоАП внесено огромное количество изменений и дополнений. Многие юристы и судьи в связи с этим отмечают несовершенство действующей редакции, говоря о бессистемности кодекса и его непостоянстве, так как приходится следить за регулярно вносимыми изменениями.
Также новые положения об освобождении от административного наказания и "льготах" при оплате штрафов, думаю, побудят граждан и организации к сотрудничеству с органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях.
Самое важное - в нашем Telegram-канале