Из стола — на сцену
Никита Милованов
— Стендап-комедией я начал заниматься в 2017 году. Началось мое увлечение года на четыре раньше. Я смотрел западных комиков, стендап на ТНТ. Тогда и стал писать первые монологи. Но только в стол. Я не знал, где их показать, проверить. В какой-то момент увидел объявление о том, что в Барнауле есть «Открытый микрофон». Первая мысль была: «Я очень хочу туда сходить!»
Мы с другом пошли. В тот день выступало человека три-четыре. Среди них был Матвей Мурзинцев, комик, который дважды участвовал в аналогичной программе на ТНТ.
Справка
«Открытый микрофон» — мероприятие, на котором любой желающий может выйти и попробовать себя в жанре стендапа. Обычно проходит в клубах или барах. Вход бесплатный или за небольшую плату.
Через месяц пришел на мероприятие уже один. У меня был план. Если все получится и люди будут смеяться над шутками, я продолжу выступать. И расскажу друзьям. Если нет, то никто ни о чем не узнает, и я об этом забуду.
Выступил хорошо. Публика смеялась. Матвей Мурзинцев сказал, что большая часть моего материала «зашла» и мне стоит продолжать. Это меня очень вдохновило.
Часто шутки приходят в голову, когда я сталкиваюсь с новым опытом. Нередко негативным. Появляются мысли, которые обрастают «мясом» (шутками). Рождается монолог минут на пять. С годами объем юмора увеличивается. Я стараюсь себя дисциплинировать, писать что-то каждый день. Не всегда получается хорошо, но, если работать регулярно, можно получить что-то стоящее. Даже целый концерт.
Индульгенция на юмор
— Шутить можно над всем чем угодно. Но нужна осознанность. Если тема «запрещенная», шутка должна быть невероятно смешной, чтобы люди решили: «Ладно, прощаем». Другой вариант: если у комика непопулярное мнение о каком-то вопросе, из него можно выстроить юмор так, что зритель будет на стороне стендапера. Еще есть один лайфхак. Когда комик лично связан со своей темой (нетрадиционная ориентация, национальность и так далее), все дороги в юморе открыты. У публики должно быть ощущение, что человеку на сцене есть что сказать.
Формула успеха
— Помню, у меня был один очень удачный выход. Я рассказывал проверенный материал плюс дописал что-то еще. Страха сцены не было, все зажимы исчезли. Каждая шутка возвращалась громким смехом зала. Я был в шоке. В тот день получил первые деньги со стендапа — тысячу рублей. Это выступление стало знаковым для меня.
Шутки Никиты Милованова
Живительная энергия зрителей
Дмитрий Бобровский
— Стендапом я начал заниматься в 2018 году. Мы с друзьями делали арт-пространство «Реплика». И вдруг я подумал: «Почему бы не организовать какое-то юмористическое мероприятие, чтобы поднимать настроение людям?» Хотя до этого говорил себе, что никогда не буду заниматься стендап-комедией. Я сделал одно юмористическое шоу. Но через какое-то время понял, что хочу совершенствовать навык взаимодействия с залом. Пошел на «Открытый микрофон» в Барнауле.
Ребят из «Микрофона» тогда уже знал. В какой-то момент бар, в котором проходило мероприятие, закрылся на ремонт. Организатор предложил мне составить ему компанию и перевести шоу в другое место. Мы стали выступать в «Реплике», пока она не закрылась. Так вдвоем мы постепенно развивали стендап в Барнауле. Сначала людей было очень мало. Теперь часто бывает такое, что зрителей рассаживать некуда.
Рецепт юмора
— С опытом навык создания юмора оттачивается. Начинаешь думать особым образом. Например, в голову может прийти забавная мысль, которую можно «завернуть» в абсурд или сделать из нее хорошо структурированную шутку. Либо это какая-то важная вещь, о которой я переживаю и пытаюсь придать ей комический эффект. Но при этом дать зрителю задуматься над серьезной темой.
Шутить, я думаю, можно над всем. Иначе зачем это надо? Наш единственный цензор — публика. Если залу не смешно и он смотрит на комика как на какого-то неумного человека, лучше вырезать шутку и больше ее не рассказывать. Главное — шутить умело. Не оскорбить, а рассмешить.
Комик на сцене и в жизни
— Бывало, я выходил на сцену в плохом настроении. Но когда получал отдачу от зала, она будто застилала глаза. И вместо прописанных трех минут выступал десять. Поначалу записывал свои выступления на камеру или диктофон, чтобы потом понять, что нужно доработать.
Я интроверт, но не против иногда разрядить обстановку шутками. Друзья замечают, что в общении я порой могу вести себя как на сцене. Опыт стендапа помог мне раскрепоститься.
Шутки Дмитрия Бобровского
Парадоксы в монологах
Андрей Колупаев
— Заниматься стендапом начал примерно с 2017 года. Причиной стало разочарование в прежнем деле (работал в институте аквакультуры). Познакомился с выступлениями западных комиков и решил, что у меня получится шутить. При этом даже КВН-ом не увлекался. Шутки придумываю просто — пытаюсь найти парадоксы в окружающем мире. Но иногда это сложно, и приходится придумывать их самостоятельно.
Шутить стоит на те темы, которые удаются. Если удаются все, комик великолепен. Собственные выступления я воспринимаю с разной степенью категоричности. К тому же, когда выступления происходят относительно часто, впечатление от них смазывается.
Важно понять, вызывает ли выход на сцену желание создавать новые шутки. Я пробовался в программу «Открытый микрофон» на ТНТ дважды. Безуспешно. Но решил все-таки попытаться в третий раз. И прошел в 2020 году. Отбор был обычный — трехминутное выступление, после которого уже ничего нельзя изменить. За время участия в передаче у меня появился опыт в съемках и работы с редакторами.
В том же 2020-м переехал в Санкт-Петербург. Тут стендап давно известен. Много площадок для выступлений. Ощущается масштаб.
Шутки Андрея Колупаева
Бонус от автора текста
(Журналист Анна Кабанова из-за ДЦП передвигается с тростью. — Прим. ред.)
Я не комик (хотя как посмотреть), но тоже постараюсь рассмешить читателей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале