Константин Семенов,
арт-директор клуба "Арена-TV":
В начале нулевых при работе в ночных клубах и организации тематических вечеринок мне требовались актеры в определенных образах. Но я не был полностью доволен теми костюмами, что предлагались в городе. Фактически взять где-либо нужные было невозможно. Тогда я и начал создавать собственную костюмерную базу. До этого с 90-х годов мы мастерили что-то сами из подручных материалов, что-то брали в театрах. Но качество костюмов в театрах приличное, только если смотреть на них с расстояния десятков метров. А нам нужно было общаться и фотографироваться с людьми вблизи — а значит, выглядеть все должно достойно.
В последние пять лет на создание наших образов работает весь мир — посредством eBay, AliExpress и других интернет-ресурсов. Нужна тебе маска Фредди Крюгера — ты выбрал из сотен вариантов в ценовом диапазоне от нескольких сотен рублей до десятков тысяч рублей. Покупки в интернете — это, конечно, лотерея, но у меня есть ряд проверенных поставщиков. Плюс, если говорить о сложных конструкциях, не стоит гнаться за дешевизной. Ростовая кукла за 2 тыс. рублей либо вообще не доедет до Барнаула, либо развалится на первом утреннике.
Если мне нужно что-то интересное, я обращаюсь туда, где это сделают лучше всего. Если нужен сумасшедший костюм с перьями в духе тайских шоу — обращаюсь в Таиланд, где все сделают как надо. Если нужно нечто африканское, я беру это в Африке. Большинство костюмов в нашей коллекции теперь создаются так. Также есть несколько отличных портных здесь, в Сибири. А что-то я по-прежнему делаю сам.
Создание костюмов — это вынужденное профессиональное увлечение. Но это и пунктик: хочется, чтобы было лучше, чем у кого-либо. Присутствует и любовь к коллекционированию уникальных вещей. Поэтому не жалко потратить суммы, которые иной раз даже не окупаются.
Трости с секретом
Константин Семенов,
арт-директор клуба "Арена-TV":
Мы не занимаемся косплеем, то есть не пытаемся делать образы, максимально похожие на героев тех или иных произведений. Есть костюмы, близкие к тому, что мы видим на экране, лицензированные компаниями "Уолт Дисней", "Марвел" и т. д., — тот же Дарт Вейдер или Чубака из "Звездных войн". Но гораздо интереснее создать что-то по мотивам какой-нибудь любопытной темы, развить образ или "пересказать" его своими словами. Так произошло, например, с Безумным Шляпником из фильма Тима Бертона "Алиса в стране чудес".
Если мне интересен какой-то образ, я могу его сделать, даже не планируя зарабатывать на нем или использовать на мероприятиях. Такая задумка вскоре начинает жить своей жизнью, дорабатываться, и в конце концов появляются поводы вывести ее в люди.
Например, образы нашей серии в стиле стимпанк появились сами по себе: как идея без привязки к мероприятию. Для этих костюмов все элементы брали в разных местах. Пиджак раньше принадлежал работнику австрийского отеля 60-х годов. Я нашел его в московском магазине винтажных вещей "Фрик фрак", где затаривается "Мосфильм". Манжеты, манишку и ряд других вещей сшили в Барнауле. Галстук мне подарили знакомые, и он долго лежал без дела, а тут пригодился. Шляпу я делал сам из разных материалов на протяжении года, прикреплял к ней все новые детали. Винтажные очки с круглыми стеклами мне подарил Аркадий Кац, они были ему малы — я вставил линзы со своими диоптриями и ношу благополучно. Есть еще настоящие пенсне XIX века и трости-трансформеры с вделанным в набалдашник телескопом и спрятанной в ручке фляжкой для крепких напитков. Их я нашел в интернете.
То есть одна из фишек наших костюмов — это детали. Не пара формирующих образ штрихов — шляпа и усы, а множество всего. Поэтому многие наши коллекции представляют собой конструкторы, из которых можно собирать разные образы. Один новосибирский, а сейчас уже тайский ресторатор предложил выкупить наши костюмы в стиле стимпанк. Но это не костюмы как таковые. Это пиджак, брюки, шляпка, очки и т. д., которые сегодня используются для одного случая, завтра — для другого. Сегодня это участник арт-проекта в стиле стимпанк, потом — персонаж Жюля Верна, скажем, Капитан Немо, а в другой раз — просто чопорный англичанин позапрошлого века.
Практичные двойники
Константин Семенов,
арт-директор клуба "Арена-TV":
Зарубежные поклонники того или иного киногероя могут потратить несколько тысяч долларов на такой же, как у него, костюм и сувениры. А потом они будут просто лежать в шкафу и являться предметом гордости. В нашей стране таких людей очень мало.
Костюмы в нашей коллекции стоят от ноля до нескольких сотен тысяч рублей. Один аксессуар может стоить 20 рублей, другой — 20 тысяч. Натуральные ткани и кожа не всегда нужны: главное, чтобы выглядело достойно при ближайшем рассмотрении.
Некоторые наряды могут годами ждать своего часа. Сейчас у нас отложены образы "Алисы в стране чудес", пока не выйдет вторая часть фильма. Есть темы, которые я намеренно использую нечасто, чтобы они не стали рутиной. Даже когда мы говорим про нашу летнюю смену в Яровом, где я провожу больше ста мероприятий за лето, мы почти не повторяемся. Но костюмов-однодневок у нас почти нет. Это непрактично. Вот образы из долгоиграющей франшизы "Пираты Карибского моря" или "Звездные войны" будут актуальны еще долго.
Есть и проекты, наоборот, мало востребованные в нашей стране и сделанные из спортивного интереса. Например, полный набор костюмов группы Kiss с гитарами и всеми прибамбасами. Группа не особо популярна у нас, но имеет статус культовой во всем мире — во многом за счет интересных сценических образов. И эти костюмы мы периодически используем не только как двойники Kiss, но и в контексте рок-темы, хеви-метал вечеринок. В конце концов, они просто нарядные, и передвигаться в сапогах на двадцатисантиметровой платформе — еще то приключение.
Купить костюмы Миньонов или Спайдермена, чтобы делать детские праздники, — конечно, проще и дешевле. Но это не про меня.
Маскарады мертвых
Константин Семенов,
арт-директор клуба "Арена-TV":
Костюмы, которые продаются на Хэллоуин в США, — это ширпотреб. На неделю открывается множество торговых точек, продающих одноразовые китайские наряды. Кто-то больше заморачивается и подбирает себе образ в модных секонд-хендах, где можно взять что-то из эпохи хиппи или рокабилли 50–60-х годов. А вот на День мертвых (Dia de Muertos) в Мексике все гораздо круче. Там все выходят на улицы в невероятных самодельных нарядах. И видно, что мастерили их достаточно долго. Это, может, не всегда шикарно выглядит, но это настоящее. И уж точно гораздо круче затасканных костюмов супергероев, в которых ходят аниматоры по бульвару звезд в Голливуде.
Образы
Безумный Шляпник
Создан для премьеры фильма Тима Бертона. Продолжает обрастать деталями. Шляп у образа несколько: одну Константин Семенов сделал сам, другая — лицензионная копия аналогичного аксессуара в фильме. Шейный платок был подарком, который долгое время лежал без дела. Полоски на брюках нарисованы зеленой гуашью. Жилетка досталась по наследству от дедушки, ее расшили и украсили. Образ дополняют полутораметровые стальные ножницы, надтреснутый чайник из семейного сервиза и накладные рыжие брови. Сюртук предоставили в театре драмы.
Стимпанк-джентльмен
Аксессуары для коллекции собирали более года. Сегодня в ней около двадцати женских и мужских образов и множество аксессуаров. Среди них старинные пенсне, саквояжи, зонты, трости, книги, альбомы фотографий, гогглы (защитные очки, которыми пользовались водители первых автомобилей), часы, оружие, фотоаппараты и скафандр английского водолаза конца XIX века. Коллекция пока не участвовала ни в одном представлении в полном составе.
Леший Алеша
Собирательный образ по заказу новосибирского ресторана Celtic, где на Хэллоуин проходило празднование дня рождения Бабы Яги. Маска Алеши пришла из одного фильма ужасов категории Б, искусственные ветки с лишайником прислали декораторы из Америки. Накидка из мешковины. Ее обшили вороньими перьями, собранными на берегах Ярового, и амулетами тайского, алтайского, китайского и лаосского производства. Персонаж передвигается на ходулях, используемых китайскими строителями-отделочниками, — они наиболее устойчивы и на них можно даже танцевать.
Капитан Джек Воробей
Персонаж из фильма "Пираты Карибского моря". Один из наиболее детализированных и близких к кинооригиналу костюмов в коллекции. Все элементы сделаны вручную в Барнауле. Переходя от одного актера к другому, образ Джека обрел законченный вид в исполнении Семена Иноземцева: важно, что у актера на голове настоящие дреды.
Махараджа
Расшитый вручную индийский свадебный костюм шервани куплен в районе Little India Сингапура. Его дополнили самодельным тюрбаном и медной раскладной трубой, издающей пронзительные буддийские звуки. Происхождение трубы неизвестно: это или Индия, или Непал, или Тибет. По словам Константина Семенова, актер молодежного театра Алтая Александр Савин часто играет на ней песню "Рюмка водки на столе".
Факт
В среднем один костюм Константина Семенова делается несколько недель.