Экономика

Как в Барнауле зарабатывают на хендмейде

На День святого Валентина в 2006 году барнаульская студентка Ася Маслова вырезала из красной бумаги сердечки и украсила их наклейками из журнала Cool Girl. Тогда эти "валентинки" казались вполне симпатичными: никому в Барнауле вообще не приходило в голову, что открытки можно делать своими руками. Неказистые красные карточки стали первыми в длинном ряду профессиональных открыток ручной работы, который "довел" Асю до собственного успешного магазина самодельных вещей в центре города.

Екатерина Рейзбих, директор салона алтайского дизайна "Сорока".
Екатерина Рейзбих, директор салона алтайского дизайна "Сорока".
Анна Зайкова

Она отмечает: хендмейд в последние годы стал невероятно популярен. С недавних пор мастера умеют не только создавать уникальные предметы, но и продавать их. Как творческое хобби сделать основным источником дохода, разбирался корреспондент.

Нашествие кукол

Рынок рукоделия начал формироваться в Барнауле пять лет назад из разной ненужной ерунды. Никаких специальных материалов в продаже не было.

Ася Маслова,
директор магазина "Разные вещи":

Я делала открытки из того, что находила дома: пуговичек, ленточек, бумаги. Плюс познакомилась с одной женщиной, которая упаковывала подарки. Оптом покупала обрезки, которые у нее оставались.

Юлия Петунина,
мастер по игрушкам:

Первых кукол шила чуть ли не из простыней. Еще ходила на базар за юбками в мелкий цветочек. Тогда у нас не продавалась ткань с мелким рисунком – мода на принт была совсем другой.

Ася Маслова, директор магазина "Разные вещи", мастер по скрап-букингу.
Ася Маслова, директор магазина "Разные вещи", мастер по скрап-букингу.
Анна Зайкова
Пока Ася проводила ночи за столом и клеила, а Юлия сидела в декретном отпуске и шила, им на счастье, развивался Интернет. Во-первых, он сыграл ведущую роль в нынешней известности ручной работы – там появлялось все больше схем и инструкций. Во-вторых, так стали доступны качественные материалы. В-третьих, в Сети стало можно продавать самому.

– Куклу Тильду, с которой я начинала, придумала норвежский дизайнер Тони Финангер. Тильды стали очень известны, сегодня их легче всего продать, – рассказывает Юлия Петунина. – Я начала продавать с "Одноклассников" и сайта sibmama.ru. Там регистрируются женщины в основном для участия в совместных покупках (СП), чтобы сэкономить. В СП участвует больше трех тысяч человек по городу, представляете, какая там проходимость! В итоге моя тема вышла в топ и держится там и сейчас.

По ее словам, плюс Интернета как площадки для продаж в том, что там на изделия можно ставить более высокий ценник. Тут важно лишь хорошо сфотографировать свой товар. В нашем регионе сложно продать Тильду по цене выше полутора тысяч рублей (при затратах до 400 рублей уже не на простыни, а на дорогие ткани). А вот в Сети они расходятся и по три – пять тысяч рублей – в руки жителей более богатых регионов и других стран.

То есть теоретически, чтобы получить среднюю для края зарплату 16 тысяч рублей, нужно хорошо раскрутиться в Интернете и шить три-четыре популярные куклы в месяц.

Вот только Петуниной больше нравятся авторские куклы, требующие больше времени и имеющие меньший спрос. Сегодня у мастерицы есть свое швейное ателье "Пани Зося". Там она занимается пошивом и ремонтом одежды – это выгоднее. Но и игрушки не бросает: говорит, не может остановиться.

Легионы учеников

Основной пункт затрат, которые несет большинство хендмейкеров, – не деньги, а время. С практикой растет мастерство, и красивые вещи создаются быстрее. Но нужно быть готовым не менее чем к полугоду практики, прежде чем начать продавать результаты своего труда. А многие новички после двух-трех занятий на мастер-классах разочаровываются в себе и бросают.

– Первые открытки учеников на моих мастер-классах в разы лучше моих первых работ! – убеждает при этом Ася Маслова. – Это, мне кажется, может быть хорошим стимулом для тех, кто начинает.

Открытки – одно из самых выгодных направлений в ручной работе (при наличии стиля и умений автора). Себестоимость одной может быть и 15, и 150 рублей, а продать ее можно за 150 или 900 рублей соответственно. Люди охотно платят за эксклюзив и труд, ведь в итоге получается не просто картонка с поздравлением, а настоящая маленькая картина. Поэтому такому умению хотят обучиться многие.

Мастер-классы – еще один источник дохода, но опять же только уже опытных мастеров. Рост числа желающих учиться в городе привел к повсеместному открытию специализированных магазинов с материалами для творчества. За последний год они появлялись один за другим, самый крупный – Hand Mad в торговом центре "Огни".

Анна Кривошеина,
директор Hand Mad:

Конкурентов по ассортименту у нас в городе нет. Мы проводим мастер-классы три раза в неделю: они бесплатные, но есть условие: нужно купить все необходимое для занятия у нас в магазине. Многие открывают для себя много новых слов – мало кто знаком с искусством пэчворк (лоскутное шитье), например.

По словам местных мастеров, первым Hand Mad стал разве что для массовой аудитории. Продавцы в этом магазине разбираются в хендмейде на любительском уровне, найти там для конкретной цели можно не все, да и цены высоковаты из-за дорогой аренды в "Огнях". Впервые же материалы для творчества появились в магазине "Открытка", который работает в Барнауле уже четыре года. Также их продает магазин "Разные вещи", открытый Асей Масловой.

Пошли в ритейл

"Разные вещи" стали выставочной площадкой в барнаульском торговом центре "Проспект" для примерно 80 хендмейкеров. Ася продает материалы, а также берет товар разных мастеров под реализацию, забирая себе процент с наценки. Ранее для прямых продаж у мастеров в основном были ярмарки, проходящие несколько раз в год. Многие набирают там клиентов на месяц вперед. Однако регулярно выставляться в постоянно действующем магазине, конечно, лучше: больше людей получат возможность посмотреть и потрогать изделия.

На данный момент Ася вложила в магазин 300 тысяч рублей (взяла кредит). Говорит, что предприятие вышло на небольшую, но стабильную прибыль.

Свой отдел "Стрекоза" в торговом центре "Европа" есть и у барнаульских дизайнеров украшений Юлии Сергованцевой и Юлии Григ. А в "Огнях" около года назад открылся салон алтайского дизайна "Сорока", где представлены работы примерно сотни мастеров. Он больше "Разных вещей" и потребовал около миллиона рублей инвестиций.

– Сейчас свадебный бум, все берут конверты под диски с фото и деньги, свадебные парочки котов, зайцев. Игрушки до 500 рублей всегда раскупают, как и сережки, колечки, браслеты, – рассказывает Ася Маслова о спросе. – А тканевые сумки местный народ не берет, хотя из других городов заказывают.

При этом тандем рукодельников и ритейлеров выгоден обоюдно.

Анна Поломошнова,
бывший координатор проектов "Проспекта":

В "Проспекте" прирост посетителей за счет "Разных вещей" получился примерно тысячу человек в день. Для центра это существенно, потому что он не массовый, в нем нет больших продуктовых супермаркетов и магазинов одежды типа "Остин", которые генерируют большой поток. В торговый центр они привлекали целевую аудиторию – женщин и молодежь.

Новые горизонты

Владимир Ковалев, мастер по коже, создатель интернет-магазина "Руки-Крюки".
Владимир Ковалев, мастер по коже, создатель интернет-магазина "Руки-Крюки".
Анна Зайкова
Некоторые ниши на "ручном" рынке уже близки к заполнению, например игрушки и мыловарение. Но постоянно открывают и новые направления.

Барнаулец Владимир Ковалев – редкий для хендмейда человек: мужчина. Однако уже разбавляет в основном женскую клиентуру этого бизнеса, привлекая сильный пол. Он делает кошельки, ремни, ключницы и блокноты из натуральной кожи.

– Кожу беру только производства Рязанского кожевенного завода, заказываю у поставщиков из Новосибирска, – говорит Владимир. – Другие инструменты достать несложно: шило, иголки, вощеные нитки, пробойник и канцелярский нож. Твердо решил использовать только российское сырье, никакого Китая или Италии. Хочу производить стопроцентно российский продукт.

У Ковалева свой интернет-магазин "Руки-Крюки", но пока это больше хобби.

Анастасия Василенко, директор дизайн-мастерской Bonjour (декорирование зеркалом).
Анастасия Василенко, директор дизайн-мастерской Bonjour (декорирование зеркалом).
Анна Зайкова
А вот Анне Коваль и Анастасии Василенко удалось запустить новый для Барнаула проект и сразу сделать его основным занятием. Весной они открыли дизайн-мастерскую Bonjour, где делают на заказ декоративные зеркала.

За идеей Анастасия Василенко целенаправленно поехала в Санкт-Петербург: за плечами были два образования по туризму и финансам, хотелось открыть свое дело. И задумка нашлась. Друзья в Северной столице рассказали, как сделать бизнес на зеркалах из оргстекла.

– Из него можно вырезать любую форму, к тому же оно намного легче зеркала, – объясняет Анастасия. – Оно и дороже зеркала: один квадратный метр классического зеркала стоит 800–1 000 рублей, а оргстекло – примерно четыре тысячи рублей. Мы обсуждаем с заказчиком идею, отрисовываем и потом вырезаем на специальном станке.

Предпринимательницы надеются выиграть грант на развитие дела: своего оборудования у них пока нет, пользуются услугами подрядчиков. Нужный станок стоит не меньше 300 тысяч рублей.

Создание группы в соцсети "ВКонтакте" за первый же месяц принесло им сразу 25 заказов. Мастерской Bonjour удалось обойти проблему всех любителей ручной работы: нехватку времени. Любой заказ они выполняют за три – пять рабочих дней. Сейчас уже ясно: спрос велик, конкурентов пока нет. Девушкам заказывают в основном декорирование интерьеров зеркалом. Есть и необычные заказы, где требуются Анины навыки хендмейкера, например панно на стену с зеркальными элементами.

Анастасия убеждена, что в России (особенно в регионах) можно найти еще много неоткрытых направлений, давно известных на Западе. И сфера, где сегодня пока властвуют тряпичные зайцы и самодельное мыло, не исключение.

Словарь хендмейкера

Квиллинг (от англ. quilling; quill – "птичье перо") – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придается форма, и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Они являются строительным материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т. д.

Пэчворк (от англ. patchwork – "одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов") – всем известное в России лоскутное шитье под новым именем. Вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создается полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в этой технике объемно-пространственные композиции.

Скрапбукинг (от англ. scrap – "вырезка", book – "книга") – вид рукоделия, заключающийся в изготовлении и оформлении фотоальбомов или открыток. Работу здесь упрощает множество шаблонов, заготовок самых разных форм и креплений (кольца, ленты, пружинки), которые продают в магазинах. Но можно и самому сделать заготовку, вырезав ее из плотного картона. Основная идея скрапбукинга – сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок.

Екатерина Рейзбих,
директор салона алтайского дизайна "Сорока":

Екатерина Рейзбих, директор салона алтайского дизайна "Сорока".
Екатерина Рейзбих, директор салона алтайского дизайна "Сорока".
Анна Зайкова
Во время поездки в Бразилию меня поразило, насколько там местные дизайнеры зажимают все известные европейские бренды. В огромном торговом центре видела всего парочку таких в тупиковом проходе, остальное место занято местными марками. Ювелирка, обувь, одежда и прочее. И ничего из этого нельзя купить в Европе. Мне захотелось поспособствовать тому, чтобы так же стало у нас. В мой салон иногда приносят вещи, о которых я даже не думала, что они у нас есть! Например, вологодское кружево. В Бельгии есть целые улицы, где продают очень дорогое кружево, люди едут туда специально за ним. А у нас, оказывается, есть мастера, которые тоже сидят с коклюшками и плетут уникальные вещи, но никто о них не знает! Поэтому идея моего проекта в том, чтобы как можно больше мастеров могли показать себя. И контактировали в том числе между собой. Есть хороший пример: алтайский дизайнер одежды Галина Гришина договорилась с девушками, которые занимаются бижутерией, и заказывает им украшения для своей одежды. Мне кажется, такое сотрудничество могло бы расширить горизонты для творчества многих.

Владимир Ковалев,
мастер по коже:

В процессе работы стараюсь руководствоваться десятью принципами немецкого дизайнера Дитера Рамса, один из которых звучит так: “Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна”.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость