Автоновости

Балушкин рассказал, зачем казахстанский автопроизводитель выходит на рынок Сибири

Закрытый осенью автосалон "Алтай-Лада" на Павловском тракте в Барнауле снова заработал. Однако теперь под вывеской "Азия-Авто Усть-Каменогорск". Эта компания входит в структуру казахстанской группы компаний (ГК) "Бипэк Авто-Азия Авто", стремительно врывающейся на авторынок Сибири. У нее есть свой завод в Усть-Каменогорске, где собирают автомобили KIA, Chevrolet, Skoda и российские "Нивы". Сейчас холдинг вместе с "АвтоВАЗом" строит там же новый завод для полноценного производства других моделей Lada.

Анатолий Балушкин
Анатолий Балушкин
altapress.ru

Когда в 2018 году он заработает, поставки машин разных моделей с шильдиком Lada казахстанского производства вытеснят с рынка Сибири аналогичные, но произведенные в Тольятти. Председатель совета директоров ГК "Бипэк Авто-Азия Авто" впервые подробно рассказал о планах по экспансии в Россию и об уже состоявшихся сделках по покупке автоцентров, в том числе в Барнауле.

— Основным направлением для нас в этом году будет Россия, преимущественно — Сибирь. Продажи начались в конце февраля в Барнауле, Новосибирске, Омске, Новокузнецке, а также в Шадринске и Челябинске. Сейчас наши группы выезжают в Курган, Тюмень, Магнитогорск, Кемерово и Томск  — будем покупать техцентры и там.

— Вы также будете выкупать доли у "Лада-Сервис" (дочерняя компания "АвтоВАЗа", которой принадлежат дилерские центры по всей стране, в том числе до недавнего времени — "Алтай-Лада". — Прим. ред.)?

— В учредителях будет сам "АвтоВАЗ". Мы бы хотели, чтобы наши с ним отношения были прямыми. Это важно для нас с точки зрения возможностей кредитоваться, ведь так схема будет более прозрачной, а для банков это важно. Идеальный баланс — когда мы имеем 75% акций, а оставшиеся 25% контролирует "АвтоВАЗ". Кроме объектов "Лады-Сервис", мы приобретаем и независимые дилерские центры у не выдержавших конкуренции непрофессиональных участников рынка.

Первые машины казахстанской сборки официально придут в Барнаул к лету

— Что именно выступает предметом сделок?

— Мы покупаем активы и заводим туда свое ООО. Так мы формируем филиальную сеть.

— Это качественные активы?

— Конечно. Мы довольны, что смогли как более сильная компания прий­ти и купить эти техцентры. У "Лада-Сервис" мы купили старые станции, которые они за последние 5 лет изрядно приуронили. Их можно очень хорошо использовать как тыловые базы, разгружать и обслуживать большое количество машин. Все эти центры будут реализовывать автомобили Lada, которые мы собираем сейчас в Усть-Каменогорске и будем производить в дальнейшем. Мы сейчас привлекаем деньги с половины авторынка Казахстана, теперь еще будем привлекать их и из России. Товаропроводящая сеть для нас — это все.

— Как вы выбираете, куда именно нужно зайти?

— Куда выгодно, где лучше предложение — туда и заходим в первую очередь. При этом существует четкий план формирования сети. Это не хаотичный процесс. Завершиться он должен к концу следующего года. И наша российская дилерская сеть будет больше, чем в Казахстане.

— Скупать старые центры проще, чем строить новые?

— Выгодно дождаться, когда кто-то упадет, и купить актив. Тогда центр сразу в игру вступает, деньги не замораживаются на несколько лет.

Перспективы вселяют надежду

— В России продажи легковых автомобилей падают. Если это и дальше продолжится, у вас есть запасной план?

— Емкость авторынка в России в разы превышает показатели продаж в Казахстане. Как бы продажи там ни сокращались, они все равно будут находиться на таком уровне, какого в Казахстане не следует и ждать. Мы считаем, что заключили удачные сделки и зашли на целевые для нас рынки. Мне до Астаны или Алма-Аты машины тысячу километров везти, а до Новосибирска с населением в 1,5 млн человек — всего 750. И по пути делая поставки в Барнаул. А совсем недалеко еще один крупный город — Кемерово.

"Алтай-Ладу" купила казахстанская автофирма

Кроме того, наш сегмент хорошо локализованного лоу-коста в России будет расти. Марка Lada будет отвоевывать положение. Сейчас впервые за долгое время "АвтоВАЗ" занимает более 20% российского рынка. В Казахстане нам удалось довести этот показатель до 30%. И если у нас получится повторить это в России — да это клондайк! Просто с ним надо уметь работать. Если у нас получилось сделать это в Казахстане, то не вижу причин, почему бы у нас не получилось сделать это в России. Автопарк секонд-хенда у вас огромный, и в том числе нам предстоит его менять на новые авто.

Выход на российский рынок получился стремительным. Я вообще считал, что мы сперва будем строить завод, а потом уже как-то входить в Россию. Мы в августе еще не думали, что это случится, но нам удалось быстро найти общий язык с Бу Андерссоном (президентом "АвтоВАЗа". — Прим. ред.).

— В чем ваше конкурентное преимущество?

— Главное для нас — принцип цены. В том числе на это направлена система бонусных карт. Их в обороте уже более 150 тыс., и они реально работают. Они дают их владельцам скидки на сервисное обслуживание и запчасти. Чтобы обеспечить эти скидки, мы не завышаем предварительно цены, — это глупо, любой человек с калькулятором сейчас может это высчитать. После запуска карт мы подняли оборот по запчастям в четыре раза. Да, мы получили меньшую рентабельность, около 15–20% вместо 50%, но оборот-то вырос значительно. Мы стремимся дать лучшее предложение по карте. Эта система ориентирована на долговременные отношения с клиентом. Она делает все, чтобы он от нас не ушел.

— Карты и в России будут действовать?

— Уже. С 1 марта. Но из-за налогового законодательства скидка в России получилась меньше.

— Когда ваши машины придут в Сибирь и, в частности, в Барнаул, будут ли они дешевле аналогичных тольяттинской сборки, которые продаются сейчас?

— Они не будут дешевле. Ценник не изменится. "АвтоВАЗ" вырабатывает единую цену, чтобы не было соревнования между заводами. А вообще, Бу Андерссон агрессивно настроен в дальнейшем сделать цену на Lada минимальной. И мы видим эти действия. Например, благодаря "АвтоВАЗу" мы в Казахстане смогли снизить цену на Lada, потому что получили от них партию более дешевых машин. От наших западных партнеров такого ждать не приходится (входящая в ГК "Азия Авто" дилерская сеть "Бипек Авто" продает в Казахстане автомобили Renault, Kia, Skoda и Chevrolet. — Прим. ред.).

— Когда "Нивы" вашей сборки появятся в Барнауле?

— Это должно произойти к 1 июня.

— Из Тольятти поставки этой модели в регионы вашего присутствия прекратятся?

— Да. И сейчас решается, какой завод (автомобили Lada делают еще в Тольятти и Ижевске. — Прим. ред.) что и куда будет поставлять. Их надо заполнить равномерно, распределить, кто что выпускает, выстроить систему логистики. Пока мы точно будем на Сибирь продавать собранные в Усть-Каменогорске Lada 4x4 ("Нива") и Lada 4x4 Urban. Ведем переговоры с "АвтоВАЗом" по поводу производства на мощностях нашего действующего производства Lada Priora, Lada Granta и Lada Vesta. Когда мы запустим новый завод, линейка выпускаемых моделей будет шире. И в регионах нашего присутствия мы будем продавать их сами, без посредников.

— В Барнауле кроме вас есть еще независимый дилер "АвтоВАЗа" — автосалон АНТ. Вы и им поставлять "Нивы" будете?

— Правильнее будет сказать "продавать". Но тут возникает вопрос: а зачем? Я и без них могу это сделать. Какую цену я им предложу? Скорее всего, они попросят машину на реализацию. Но мы не дадим. Мы работаем по предоплате. Когда вы берете автомобиль под реализацию, вы не заинтересованы продать. Вы наряжаете машину как новогоднюю елку — аудиосистемы, диски — все, что можно. Это — ваша добавочная стоимость, и вам плевать, сколько автомобиль будет стоять. Стремлений продавать быстро и как можно больше нет. Благодаря тому что в России это очень распространенная практика, на ваш рынок смогли зайти китайские бренды. У нас в Казахстане такого нет. Мы не даем дышать китайским и узбекским автопроизводителям за счет более выгодных цен и условий.

Долги придется отрабатывать

— У "Алтай-Лады" был долг перед сотрудниками по зарплате в пару миллионов рублей.

— Мы его закрыли.

— Анализировали ли вы причины неудач прежнего собственника? Они отдали солидную долю рынка конкуренту и погрузились в убытки.

Новый игрок из Казахстана угрожает стабильности алтайского авторынка

— Недели не хватит рассказать все. Если кратко, предыдущая команда действовала по следующей схеме: имущество "АвтоВАЗа" закладывается, берется кредит и не возвращается. Куда деньги делись, 2 млн долларов? Никто не знает. Мы все документы передаем в службу безопасности. А сам центр очень хорош с точки зрения потенциала к восстановлению эффективной работы. Конечно, туда еще много придется вложить.

— Вы берете активы с полным обременением? У той же "Алтай-Лады" были многомиллионные долги.

— Конечно. А как по-другому их возьмешь? Фиктивные банкротства и прочие серые схемы — не наш путь. Если ты рассчитываешь на честность, то не должен сам задавать кривизну в отношениях.

— Кадровый состав барнаульского автоцентра сменился?

— Мы у себя в Казахстане сразу сказали своим работникам: "Никаких заявлений по переводу в Россию! Никто никуда не поедет. Там достаточно своих кадров". Конечно, руководящий состав поехал наш. И это серьезное испытание для компании с точки зрения подготовки кадров. Пока справляемся.

— Автосалон останется монобрендовым?

— За счет чего мы хорошо раскрутились в Казахстане? Мы не стали строить монобрендовые салоны. Пока же в России будем продавать только Lada, но мы находимся в диалоге по этому поводу со всеми мировыми автопроизводителями.

Специальный вопрос

— Вы наметили для себя границу экспансии?

— Нет этого. От Волги и до Енисея (смеется). Главное, контору на шпагат финансово не посадить и чтобы было четкое соответствие усилий и результата. У "АвтоВАЗа" нет возражений по нашему движению на Дальний Восток, и сейчас мы будем поднимать вопрос перед правительством Казахстана о субсидировании перевозки по железной дороге нашей продукции на Дальний Восток.

О чем еще рассказал собеседник

О банковской системе двух стран

— Мы зарегистрировали головной офис в Москве. Почему там? В России специфика банковской политики такова, что в регионах мы ничего не решим. Переговоры приходится вести с топ-менеджерами банков. Такова система. Если бы так было в Казахстане, весь бизнес сосредоточился бы у нас в Алма-Ате. Но такого нет. Банковская система Казахстана в этом отношении на голову выше российской.

О продажах машин с ПТС

— Сейчас мы подводим содержимое складов в России к идеальному соотношению модель – цвет – комплектация. Самое главное — мы продаем машины сразу с ПТС (паспорт транспортного средства. — Прим. ред). В Казахстане представить невозможно, что ты берешь деньги, а машину выдаешь через какое-то время, пока ПТС с завода не придет, как это часто бывает в России. А ПТС с завода идет до 2 недель.

О перспективных рынках

— У нас была задумка делать в казахстанских селах наши пункты, куда бы человек мог прийти и заказать машину. Ему бы автовозом или эвакуатором ее потом доставили. Цивилизованно? Цивилизованно. Не надо ехать в город, рисковать: у нас сельчане ежемесячно бьют по 5–6 машин, когда выезжают из автосалона на улицы. Из-за разворачивания дилерской сети в Сибири мы этот проект притормозили. А в России об этом могут только мечтать. Додуматься — из Бийска ехать в Барнаул или Новосибирск за машиной! XIX век. У нас никому в голову не придет из Усть-Каменогорска ехать в Алма-Ату. Так было лет десять назад.

Справка

Анатолий Михайлович Балушкин родился в Усть-Каменогорске в 1970 году. Основал ГК "Бипэк Авто-Азия Авто" в 1992 году. Также владеет курортом "Рахмановские ключи" и является депутатом областного маслихата. Журнал Forbes регулярно включает его в список самых влиятельных бизнесменов Казахстана и оценивает его состояние в $80 млн.

Цифра

$?1,3 млрд составил оборот холдинга "Бипэк Авто-Азия Авто" в 2014 году. По итогам года ему принадлежит свыше 53% казахстанского авторынка.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость