С сентября дилерский центр не работает, идет смена собственника. В "Алтай-Ладе" информацию о сделке подтвердили, но раскрывать ее подробности не стали, лишь сообщили, что для покупателей салон откроет свои двери в декабре. Известно, что компанию покинул ряд ее сотрудников, в частности руководитель отдела продаж, многие находятся в неоплачиваемом отпуске. Генеральный директор Вячеслав Кулагин занял должность коммерческого директора. Комментариев представители нового собственника пока не дают.
На сегодняшний день дилерское соглашение "Алтай-Лады" с "АвтоВАЗом" расторгнуто, а менеджерскому составу с мая задерживают зарплату. В отчетной документации предприятия указано, что в 2013 году автосалон сработал с убытком в 20,5 млн. рублей. При этом компания за год потеряла 13% доли рынка.
Теперь возвращать позиции будет новый собственник. "Азия Авто" владеет крупнейшим автосборочным заводом Казахстана. Расположен он в Усть-Каменогорске. Недавно компания заключила договор с "АвтоВАЗом" на дистрибуцию, розничные продажи и обслуживание автомобилей Lada в Сибири. Для этого кроме "Алтай-Лады" казахи купили дилерские центры в Омске, Новосибирске и Красноярске.
Первое время казахстанский холдинг будет продавать и обслуживать автомобили Lada, выпускаемые "АвтоВАЗом" в Тольятти и Ижевске. Из модельного ряда отечественного автогиганта в самом Усть-Каменогорске пока собирают лишь "Ниву". Но уже в 2016 году там должны запустить новое производство полного цикла. Предполагается, что с конвейера будут сходить Granta, Kalina и даже не вышедшие еще, но многообещающие Vesta и XRAY. Когда это произойдет, "Азия Авто" переключится на продажу "Лад" казахстанского производства.
Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, в планах "Азия Авто" превратить "Алтай-Ладу" в мультибрендовый автосалон и продавать автомобили Renault и Opel. Это при том, что в Барнауле уже есть дилеры этих марок: "французами" занимаются "Альпина" и "Анкор", а "немцами" — "Барнаул Моторс". Ранее дилерством Opel занимался еще автоцентр "Реал", но в 2013 году отказался от этого проекта, ставшего для него убыточным.
Продажи Opel по России стремительно падают — по данным Ассоциации Европейского бизнеса, за три квартала 2014 года показатели марки сократились на 21%. При этом весь рынок сжался на 13%. У Renault ситуация лучше: это вторая по спросу марка в стране и третья — в Алтайском крае. По стране у бренда падение на 10%; в регионе, по данным агентства "Автостат", всего 7%. Продажи самой популярной в России марки Lada сократились за 9 месяцев по стране на 17%, а в крае — на 26%.
В условиях насыщенности рынка новыми автомобилями в Алтайском крае эксперты не сулят новому мультибрендовому предприятию особых успехов конкретно с этими марками.
Павел Сенченко,
директор автосалона "Lifan АГАС":
Думаю, на начальном этапе конкуренции уже действующим дилерам они не составят. “Алтай-Ладе” еще долго придется восстанавливать изрядно испорченную репутацию.
Однако дилерское сообщество беспокоится, что новые владельцы "Алтай-Лады" будет возить в Сибирь и на Алтай машины казахской сборки. Сейчас принадлежащий "Азия Авто" завод выпускает 16 вариаций моделей KIA, 7 —Skoda и 8 — Chevrolet. При этом собранные там автомобили в среднем на 50–70 тыс. рублей дешевле, чем в России у официальных дилеров.
Ольга Частухина,
директор по развитию автоцентра “Реал”:
Действительно, есть опасения, что имея возможность продавать автомобили несколько дешевле, они могут “подорвать” местный рынок. Надеемся, если они все же будут возить эти машины, ценового экстремизма они не допустят. Однако потребители в этой ситуации едва ли выиграют, поскольку на автомобили казахского завода гарантийные обязательства российскими дилерами не поддерживаются.
Цифра
Согласно годовому отчету дилера, в 2012 году у "Алтай-Лады" было 34% рынка в крае, у "АНТ" — 37% и у компании "Бийск-Авто" — 29%. В 2013 году "АНТ" сильно вырвался вперед и занимал уже 59%. "Бийск-Авто" и "Алтай-Ладе" осталось лишь 20% и 21% соответственно. В отчетности убытки объясняются тем, что объемы реализации новых автомобилей снизились, соответственно и на плановые ТО заезжать стали реже. На 2014 год компания ставила себе задачу вернуть как минимум 7% рынка.
Самое важное - в нашем Telegram-канале