Восток стал дальше
Японские подержанные автомобили больше не правят бал на автомобильных рынках Сибири. По данным аналитической службы поисковой системы Smartus, по итогам 2010 года доля автомобилей с правым рулем на вторичном российском рынке упала в 17 раз! Она составила лишь 0,3% от общего количества предложений, хотя еще год назад равнялась 5,1% рынка подержанных авто.
Александр Сереченко,
директор автосалона "Автопартнер", занимающегося продажей подержанных авто:
Отток начался два года назад. Причина – взлетевшие таможенные пошлины, которые сделали ввоз праворульных машин невыгодным. Люди, которые профессионально этим занимались, постепенно уходят с рынка. Заказать машину из Японии по-прежнему можно, но докризисного вала нет и в помине.
Контрольным выстрелом для потока "праворуких" стало создание Таможенного союза, в который помимо России вошли соседние Белоруссия и Казахстан. Пошлины на ввоз иностранных автомобилей в этих странах в разы ниже, что вкупе с изменившимися таможенными правилами ненадолго открыло лазейку для отечественных водителей, желающих приобрести "леворукие" иномарки с серьезным дисконтом.
"Россияне все скупили"
Даже с учетом расходов на перегон таким способом можно сэкономить до 20–30% от стоимости машины. Казахстан в этом смысле для алтайских перегонщиков даже удобнее Владивостока – получается ближе и дешевле. Казахстанский вторичный рынок пополняется в основном за счет ввоза машин из Объединенных Арабских Эмиратов, где они стоят очень дешево. Везут в первую очередь большие внедорожники и "японцев" – бизнес-седаны Toyota Camry и машины одного с ней класса.
Перегон машины из Белоруссии обходится дороже (затраты на дорогу составляют примерно 40 тыс. рублей), зато там представлены в основном европейские марки автомобилей.
"Из Алтайского края едут за машинами в обе страны, хотя в Казахстан поток, конечно, больше. Выгода очевидна: „казахская“ четырехлетняя „Камри“ дешевле дилерской на вторичном рынке примерно на 100 тыс. рублей", – приводит пример Александр Сереченко.
По ввозу таких машин в Россию, правда, есть ограничения. Во-первых, автомобили должны быть ввезены на территорию братских республик до 1 января 2010 года, во-вторых, они должны соответствовать экологическому стандарту "Евро-4".
Барьеры преодолимы, уверяют профессиональные перегонщики. А машину, ввезенную после 1 января 2010 года, при наличии связей казахстанцы готовы растаможить задним числом.
Но для российских автолюбителей есть проблема и посерьезнее – с 1 июля правила ввоза должны измениться, что может перекрыть существующую лазейку.
Впрочем, как рассказывают очевидцы, вывозить из соседних республик, куда выплеснулся поток российского спроса, уже нечего. По данным портала Business FM, в Белоруссии практически не осталось машин, ввезенных до 2010 года, и даже закончились транзитные номера.
"В Казахстане ситуация аналогичная, – подтверждает барнаульский автовладелец Владимир, побывавший недавно в соседней республике. – Россияне вывозят из Казахстана все, что с левым рулем, и на сегодняшний день там очень мало приличных предложений, которые не подпадают под запрет".
"Японцы" дорожают
Наплыв "казахских" автомобилей уже привел к переизбытку предложения на алтайском авторынке в ценовом сегменте "выше среднего". Особенно много представлено уже упомянутых седанов Toyota Camry. Это привело к снижению цены на самые популярные модели: скидывать вынуждены даже продавцы машин, ввезенных дилерами в Россию напрямую.
Зато неожиданно выросли в цене подержанные японские праворульные автомобили в недорогом сегменте. В основном это модели стоимостью до 350 тыс. рублей, которым по соотношению цена – качество – комфорт фактически нет альтернативы ни среди новых иномарок, ни среди отечественных. "Из-за сокращения объемов ввоза в сегменте недорогих японских автомобилей сложился дефицит, что еще в прошлом году привело к увеличению цен, – говорит Александр Сереченко. – По большинству моделей подорожание составило от 30 до 100 тыс. в зависимости от комплектации и года выпуска".
Цифра
31,7% – на столько вырос импорт новых автомобилей в Россию по итогам прошлого года. Так, в 2010 году на территорию нашей страны было импортировано 686,6 тыс. легковых автомобилей, в денежном выражении – $ 11 млрд. 375,6 млн. В основном это автомобили, ввезенные из стран дальнего зарубежья, – на них пришлось 582,3 тыс. автомобилей, или $ 10 млрд. 735,1 млн. Из стран СНГ импортировано 104,3 тыс. автомобилей на сумму $ 640,5 млн., следует из данных Федеральной таможенной службы.
Факт
Проблем при постановке автомобилей из Казахстана и Белоруссии на учет в России, как правило, не возникает. После покупки автомобиля российские граждане на таможне получают ПТС, после чего ставят на учет в своем регионе.
Самое важное - в нашем Telegram-канале