Долг за электроэнергию 100 млн. рублей, который сейчас вменяется управляющим организациям, не мог возникнуть на ровном месте. Олег Ефремов, директор филиала "Бийские МЭС" компании "Алтайкрайэнерго", подтверждает: долги копились два-три года. Причем более 50 млн. рублей приходится на одну компанию — УК "Центральная".
Как образовалась такая сумма? Законодательство предписывает считать электроэнергию по границе разъема балансовой принадлежности. По жилищному законодательству границей считается внешняя стена здания. То есть на вводе в дом должен стоять прибор учета. Расход энергии в местах общего пользования вычисляют следующим образом: из общего объема электроэнергии, который поступил в дом, вычитается объем, который индивидуально потребили жильцы, согласно показаниям квартирных счетчиков.
"Господин Кофанов, директор управляющей компании "Центральная", так не считает, — отмечает Олег Ефремов. — Он говорит, что его компания поставила на места общего пользования свои счетчики — в подвалах и подъездах. И на этом все. В итоге на разнице в расчетах и образовалась эта сумма долга".
У Евгения Новикова, директора Ассоциации по защите прав бийских собственников жилья, иной взгляд на природу долга.
"Они заключили договор о том, что якобы управляющие компании оказывают жильцам услугу энергоснабжения. И тут же заключили агентский договор, по которому эти функции передали энергоснабжающим организациям. То есть передали им работы по расчетам с жильцами, снятию показаний счетчиков и так далее. Так поработали год, сверились по счетчикам, а там суммы приличные вылетают. И энергетики свою же недоработку повесили на управляющие компании".
Главная проблема долга не в том, что управляющие организации не могут его выплатить, а в том, что они его не признают. Свою правоту стороны доказывают в суде. В настоящее время суд вынес решения в отношении двух небольших ТСЖ Бийска. Одно уже выплатило все долги "Алтайкрайэнерго", второе еще думает. Впрочем, одними судебными разбирательствами энергопоставщики не ограничиваются. По словам г-на Ефремова, энергетики неоднократно проводили совещания, разъясняли представителям управляющих организаций свою позицию, выходили на городскую администрацию, чтобы та посодействовала в разрешении спора, но взаимопонимания так и не нашли.
Плати за соседа
Предпосылки конфликта зародились по причине выхода ФЗ № 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" и постановления правительства РФ № 307. В последнем еще не говорилось о том, что все ресурсоснабжающие организации являются оптовиками, которые поставляют свои ресурсы до стены дома. А в постановлении № 354 уже было прямо сказано об этом.
"Благодаря законодательству энергетикам теперь не надо будет возиться с отдельными должниками, — объясняет Евгений Новиков. — Пошла неоплата за определенный период, и они имеют право полностью отключать весь дом от подстанции. И пока отдельная квартира не заплатит, все будут сидеть без света. Получается, что приходится либо платить за соседа, либо сидеть в должниках".
В том числе поэтому коммунальщики не хотят заключать новые договоры, которые им предлагают энергетики. В новом договоре коммунальщики просматривают каждое слово, резонно полагая, что любой невнимательно изученный пункт может грозить им серьезными проблемами. К примеру, как будут платить налоги? Ведь если управляющие компании сами будут собирать с жильцов деньги за электроэнергию, то придется оперировать крупными суммами. По "упрощенке" это сделать не получится, выходит, надо брать с жильцов еще и средства на покрытие НДС.
Кроме того, закон вменяет в обязанность самим управляющим организациям заниматься распределением электроэнергии внутри дома. Но где взять специалистов на инспекторскую и абонентскую службы? Кстати, по словам коммунальщиков, в тариф на электроэнергию как раз и включены затраты на инспекторское и абонентское обслуживание. То есть получать за это деньги будут энергетики, а само обслуживание должны проводить коммунальщики.
Олег Ефремов отвергает подобные обвинения: "Мы входим в положение компаний, ведь у них нет штата, квалифицированных специалистов. Мы им предлагаем: если вы не в состоянии этим заниматься, то можете нанять нас в качестве агента на распределение электроэнергии внутри дома. Но опять же агентские договоры и соглашения на электроснабжение с нами подписали единицы".
Есть у энергетиков и встречные обвинения. "Некоторые УК не имеют с нами договоров, — говорит г-н Ефремов. — Они собирают с жителей плату за электроснабжение мест общего пользования, которая входит в тариф содержания общего имущества, но нам деньги не передают".
Угроза банкротства
К чему может привести сложившаяся ситуация? Рынок коммунальных услуг Бийска в целом стабилен, его основные доли поделены между рядом крупных управляющих компаний, и глобальных изменений тут не происходило уже давно. После того как энергетики выставили коммунальщикам наукограда долг на общую сумму более 100 млн. рублей, возможность банкротства ряда крупных управляющих организаций Бийска стала вполне осязаемой. Если их все-таки принудят в судебном порядке выплатить такие долги, они просто не смогут выполнить предписания.
Если УК обанкротятся, начнется новый передел, который может привести к очередной неразберихе в сфере ЖКХ: такое уже было после разорения компаний "Зеленый клин" и "Кристалл", в результате чего крайними оказались жильцы. Тогда им приходили счета сразу из двух организаций за одну и ту же услугу, и они просто не могли разобраться, кому все-таки платить.
Впрочем, на представителя энергетиков Олега Ефремова слова о возможном банкротстве управляющих компаний не производят особого впечатления:
"Это шантаж, и ничего более. Если уж люди пришли на данный рынок, взялись за дело, их святая обязанность заниматься этим. Они завтра могут сказать: мы не будем платить за тепло, за воду, а если вы будете с нас требовать деньги, то будем банкротиться. Но это же не выход. Выход один — платить. Либо им, либо жильцам".
Прямая речь
Евгений Новиков,
директор Ассоциации по защите прав бийских собственников жилья:
Сфера ЖКХ жестко регулируется антимонопольщиками. Ценообразование устанавливается по конечной цене до потребителя. По какой стоимости получил от монополиста, по той и отдал непосредственно жильцам. Получается, что теперь управляющие организации должны безвыгодно торговать для какого-то дяди не своим товаром, на параметры которого они даже не могут влиять. То есть практически заставляют торговать по определенной цене тухлой рыбой, поскольку у нас такое качество предоставления услуг энергоснабжения, что не выдерживает никакой критики. Параметры не соблюдаются. Редко когда найдешь дом, в котором напряжение стабильно 220 вольт.
Самое важное - в нашем Telegram-канале