Александр Фарамазян,
заместитель гендиректора "Аналитического центра "Апис":
Я бы хотел прокомментировать ту часть материала, где говорится о брэнде "Алтайский мед". Правда, я бы не стал называть это брэндом, правильнее — защищенное наименование места происхождения товара (НМПТ). Тот, кто полагает, что сможет получать деньги за передачу прав на использование зарегистрированного НМПТ, ошибается. Во-первых, обладатель свидетельства согласно ГК РФ может использовать его только для продукции собственного производства, то есть для меда, полученного только на своих пасеках.
Во-вторых, ГК РФ четко запрещает передачу прав на использование НМПТ третьим лицам. Таким образом, использовать НМПТ может только обладатель свидетельства. Тот, кто первый его получит, должен доказать наличие "особых свойств продукта", отличающих его от аналогичных продуктов других регионов.
В дальнейшем любой пчеловод региона может обратиться в Роспатент за свидетельством на свое имя. Ему уже не нужно будет доказывать наличие "особых свойств продукта", выпускаемого под зарегистрированным НМПТ. Достаточно представить подтверждение того, что его товар выпускается на территории данного региона и соответствует уже зарегистрированным "особым свойствам продукта". Никаких компенсаций первому владельцу свидетельства законом не предусмотрено.
В целом могу сказать, что вопрос защиты местного производителя, будь это в масштабах страны или региона, в мире очень актуален в связи с большим количеством дешевого меда, поступающего на медовый рынок развитых стран из Китая, Вьетнама, Индии, Аргентины, Мексики и других. Такая интервенция пагубно сказывается на развитии местного пчеловодства, которое становится неконкурентоспособным.
В США создали организацию National Honey Board, которая получает дотации государства и должна была способствовать популяризации меда, чтобы увеличить спрос на него и помочь отечественному производителю. Спрос действительно вырос, но фатальная ошибка состояла в том, что популяризировался мед вообще, а не конкретно американский. Это сыграло на руку китайским и другим производителям, которые получили бесплатную рекламу продукта.
В Канаде подошли к этому вопросу гораздо умнее. Сначала доказали особенности своего меда, для чего ввели самый строгий в мире стандарт и установили контроль за его соблюдением. Затем обязали производителей маркировать продукцию с указанием страны — поставщика меда, если даже небольшая часть неканадского меда присутствует в банке. Но им легко, так как канадский мед — это в основном клеверный и люцерновый, его отличить просто. Тем более что ни одна из соседних стран его не производит и вообще в Канаду такой мед не импортируется.
Контролем качества в Канаде занимается государственная организация — инспекция пищевых продуктов и лекарств. Лучше ей не попадаться, там работают очень "суровые ребята". Взяток не берут и руководствуются только стандартами и законодательством. Никаких частных обстоятельств во внимание не принимают. Информацию о нарушениях им сообщают многочисленные общественные организации. В Канаде очень редко можно встретить мед плохого качества. В магазинах огромный выбор меда, в том числе европейского.
До тех пор, пока у нас не будет методики анализов, позволяющей четко идентифицировать мед региона, введение регионального брэнда, — это очередная возможность для злоупотреблений. Будут, без сомнения, закупать другой дешевый мед и выдавать за свой, как это делает госучреждение "Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии". Чтобы обеспечить качество меда в магазинах, нужно привлекать общественные организации к сотрудничеству с Роспотребнадзором.
Самое важное - в нашем Telegram-канале