Экономика

Директор барнаульского филиала "Вымпелком" Андрей Лапиков рассказал о развитии "Билайна" в Алтайском крае

Среди сотовых компаний лидером в регионе, как правило, является тот, кто пришел первым. В Алтайском крае исторически сложилось так, что этим оператором стал "Билайн". "ВымпелКом" (брэнд "Билайн") до сих пор обслуживает около половины всех абонентов сотовой связи в регионе. Однако, по данным аналитических агентств, за последние пару лет его доля рынка в крае сократилась примерно на 20%. Директор Барнаульского филиала "ВымпелКом" Андрей Лапиков рассказал о причинах такой статистики и о том, какие задачи сейчас стоят перед оператором на Алтае.

Андрей Лапиков работает в должности директора Барнаульского филиала "Вымпелкома" год. Одним из своих достижений за этот год считает то, что абонентская база "Билайна" в Алтайском крае снова начала увеличиваться.
Андрей Лапиков работает в должности директора Барнаульского филиала "Вымпелкома" год. Одним из своих достижений за этот год считает то, что абонентская база "Билайна" в Алтайском крае снова начала увеличиваться.
Анна Зайкова

Склонны к оттоку

— Андрей Владимирович, весной 2009 года ваш предшественник Андрей Семенов в интервью "ВД" сообщил, что доля рынка "ВымпелКома" в Алтайском крае более 60%. В 2010 году эта цифра снизилась до 50%. Последние данные по итогам полугодия 2011 года, которые нам предоставило агентство Telecom Daily, — 43%. Чем, на ваш взгляд, объясняется такая статистика?

— Цифры, которые вы назвали, близки к истине. Доля рынка "Билайн" в Алтайском крае превышала 60%, потом она несколько снизилась. Среди причин — мировой финансовый кризис 2008–2009 годов. Разные компании вошли в него с разными задачами и целями. Перед нашей компанией стояла задача минимизировать потери в денежном эквиваленте. Возможно, мы в большей степени, чем другие компании, сфокусировались на экономической эффективности нашего бизнеса.

Что касается абонентской базы, то она всегда склонна к оттоку. В кризис потребители также старались экономить. И мы им пытались в этом помочь. Например, у нас была целая программа по оптимизации расходов на связь для наших корпоративных клиентов.

Стоит учитывать, что во время кризиса абоненты были более склонны переходить от оператора к оператору в поисках лучших условий.

Та самая маленькая цифра по доле рынка, которую вы назвали, была бы, конечно, для нас кошмаром, но она не соответствует действительности. Более того, мы наблюдаем увеличение абонентской базы. "ВымпелКом" в Алтайском крае чувствует себя уверенно. Для этого нам пришлось хорошо потрудиться.

— Аналитик "Альфа-Банка" Юлий Матевосов сказал ComNews, что "ВымпелКом" — международный оператор и фокусироваться на России для него не совсем правильно, важнее думать о глобальном присутствии и довольствоваться третьим местом в нашей стране. Подобное заявление странно слышать о такой компании, как "ВымпелКом".

— Знаете, есть анекдот, где, рассказывая о предприятии, говорят, что его оборот сумасшедший, а о прибыли ничего неизвестно. Гнаться за тем, чтобы быть первыми на каком-то рынке, не всегда целесообразно. Акционеров больше всего интересует экономическая эффективность. Хотя в краткосрочной перспективе натуральные показатели важны. Если ты не построишь сеть — не будет трафика и абонентов. Не наберешь абонентов — не получишь выручку.

— Вы сейчас планируете удерживать долю рынка или ставите себе задачи по ее увеличению?

— Обе эти задачи существуют параллельно. Но они уже не основные. Абоненты сейчас не склонны часто менять сотового оператора. И наша основная задача в 2012 году — обеспечить качественный сервис, удовлетворить запросы конкретного абонента. Пользовательские профили не похожи друг на друга. Молодые люди больше пользуются Интернетом, меньше голосом. Даже такая популярная ранее услуга, как sms-cообщения, теряет свои позиции. Люди старшего возраста по-прежнему чаще используют именно голосовую связь. Правда, есть исключения. Недавно дедушка, которому за 80 лет, купил себе у нас в салоне планшетный компьютер.

Точки роста

— Сейчас рост абонентов идет за счет увеличения пользователей Интернета 3G?

— Это один из факторов роста. В масштабах страны 20% выручки "ВымпелКом" направил на строительство инфраструктуры. В Алтайском крае было построено много новых базовых станций 2G и 3G, строились проводные сети. Сейчас голосовая связь "Билайн" доступна 95–96% населения края, Интернет 3G — 80% населения. При увеличении количества базовых станций важно обеспечить для них проводную сеть высокой пропускной способности. Ее основные узлы строятся в Барнауле, Рубцовске, Камне-на-Оби, Бийске, Горно-Алтайске, Славгороде, Алейске. Когда мы ставим где-то базовую станцию, сразу видим, как увеличивается трафик. Плюс к нам возвращаются абоненты от других операторов, потому что у нас сейчас есть более интересные тарифы.

— Существует мнение, что брэндированные устройства операторы продают с целью уменьшить плату за вход в сеть и тем самым увеличить количество своих абонентов, а в их числе — пользователей Интернета. Ваш потенциал в росте числа смартфонов?

— Да, отчасти это так. Уровень проникновения смартфонов в России и в крае еще не очень высок. Брэндированные смартфоны доступны по цене, и они приучают людей к определенным услугам. Однако спрос не так эластичен и линеен, как кажется. Имеют значение также стоимость и качество Интернета, например.

— А для чего вам был нужен запуск бесплатного Wi-Fi в барнаульских автобусах, на барнаульском автовокзале? Это тоже способ привлечь клиентов?

— Это все равно, что бесплатные программы на AppStore. Закачал, попробовал, вроде бы понравилось. Захотелось большего, надо уже заплатить. Человек к хорошему быстро привыкает. Бесплатный Wi-Fi дает толчок дальнейшему развитию спроса на беспроводной Интернет.

— Вашу маркетинговую тактику в Алтайском крае можно назвать агрессивной?

— Однозначно. Если хочешь оставаться первым, надо бежать. Это требует в первую очередь бодрости духа. Здесь главное правило в том, чтобы, приходя на работу утром, помнить: то, чего ты добился вчера, сегодня уже не считается.

Работа для "акул"

— В каких сегментах услуг связи сейчас идет борьба за привлечение корпоративных клиентов?

— В Алтайском крае где-то 100 крупных корпоративных клиентов, и все они уже разобраны. Основная задача в том, чтобы их удержать. Это сложная работа, так как корпоративный пользователь более требовательный, чем частный. С бизнес-клиентами должны работать "акулы", умеющие находить индивидуальный подход, понимать потребности клиента. Убедить абонента переключиться с привычного для него оператора сложно. Людей раздражает необходимость сохранять заново телефонный справочник, сообщать свой новый номер, даже несмотря на то что сегодня для этого есть специальные автоматические, а главное, бесплатные возможности. Поэтому, почему "Билайн" лучше, объясняют все — и финансисты, и маркетологи, и руководители разных уровней.

Одним из наиболее перспективных направлений в развитии корпоративного сегмента являются сервисы М2М. Они дают возможность управлять удаленным оборудованием в труднодоступных местах или когда использование проводного соединения невозможно. Данные сервисы используются для мониторинга автопарка, систем электроэнергетики, водо- и газоснабжения, в банкоматах, платежных системах, в системах охраны недвижимости и других. Они являются драйверами роста рынка. Кроме того, с точки зрения продвижения услуг связи нам интересны такие клиенты, как торговые центры.

— Недавно "Ростелеком" заявил о том, что в 2012 году планирует запустить LTE (стандарт связи четвертого поколения) в городах-миллионниках. По вашей оценке, когда в Алтайский край придет 4G?

— Сказать сложно. Инфраструктура для этого у операторов готова. Многое будет зависеть от того, как скоро пройдут согласования по использованию частотного диапазона. Мне кажется, что скорости уже сейчас комфортные. И уже не так критично, загрузишь ты страницу на долю секунды раньше или позже. "Билайн" в крае уже достиг необходимого минимума скоростей.

— Развитие телекоминфраструк­туры в крае отстает от развития туристических объектов. В гостиницах Белокурихи и Горного Алтая нет Wi-Fi, а в "Бирюзовой Катуни" и голосовая связь не всегда устойчива. Почему так происходит?

— К основным туристическим объектам в крае каналы связи подведены. А их использование — это уже вопрос не только оператора, но и собственников этих объектов. Если они обратятся и попросят организовать Wi-Fi, операторы это быстро сделают. Отношения с собственниками земли и туристических объектов складываются непросто. Они хотят заработать на появлении инфраструктуры связи на их территории, а инвестировать в ее развитие должен, по их мнению, только оператор. Чтобы организовать связь в деревне, нужно потратить миллионы рублей, при этом окупаться они будут годами. Связь в горах — вообще, как у нас говорят, "явление случайное". Там нужен особый подход к строительству сети. Я уже не говорю о том, что подготовка и согласование всех необходимых документов для строительства сетей связи могут длиться очень долго.

О чем еще рассказал собеседник?

О любви к информации

— Современные люди — "инфофилы". Без информации мы не можем обойтись. Я постоянно пользуюсь планшетным компьютером. Он позволяет мне заниматься делами, где бы я ни находился, а также читать интересные мне газеты, сайты или книги в моменты ожидания. Но от информации нужно иногда отказываться. Мы же отказываемся иногда от сладкого или от алкогольных напитков. У меня было, пожалуй, не более пяти дней в этом году, которые я провел без Интернета.

Об общих башнях

— Совместное использование инфраструктуры связи несколькими операторами, которое сейчас обсуждается на федеральном уровне, выгодно всем участникам. Если сети и оборудование одинаковые, то зачем строить каждому свое? Операторы в рамках договорных отношений обмениваются каналами связи, башнями для базовых станций. Это происходит и в Алтайском крае. 

О "звездочках" в тарифах

— "Звездочек" сейчас становится все меньше. Я сам размышлял, можно ли сделать тарифы вообще без "звездочек". Но тогда получится, что такой тариф будет негибким. В России живут 142 млн. человек. Чтобы удовлетворить потребности каждого, нам, по идее, нужно 142 млн. тарифов, тогда мы достигнем идеальной сегментации. Ведь от индивидуальности человека не уйдешь. Изначально любой оператор стремится сделать продукт для "среднего абонента", выявляя общие потребности. А потом вводит специфические услуги, чтобы внести в него индивидуальность.

Досье

Андрей Владимирович Лапиков родился 15 марта 1973 года. В 1995 году окончил Кемеровский государственный университет, факультет экономики. Получил степень МВА в Государственном университете управления (Москва). До прихода в "ВымпелКом" более 15 лет работал на руководящих позициях в крупных компаниях региона — генеральным директором "Холдинговой компании "СДС-АГРО" (пищевой агрохолдинг), в "Хендай-Вектор" (официальный дилер HYUNDAI Motor СНГ), директором отделения по Кемеровской области "МТТ" ("Межрегиональный ТранзитТелеком"). 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость