Продвижение бизнеса
- Все регионы мира вовлечены в процесс обмена товарами, услугами, и чем интенсивнее этот обмен, тем быстрее развитие региона. АлтТПП ездит с торговыми миссиями в другие регионы и страны. Насколько, на ваш взгляд, Алтай вовлечен в эти глобальные процессы?
- С точки зрения коммуникации, развития каналов связи Алтаю грех жаловаться: мы далеко не в худшем положении. Если говорить о минерально-сырьевых ресурсах, то нам есть что предложить другим регионам. Если говорить о сельхозтехнике - то, знаете, я побывал в Таджикистане, Казахстане, Узбекистане и убедился: там для нашей техники громадный рынок. В Таджикистане я видел людей, который пашут на волах. Зачем им “Челленджер”? И у нас есть предприниматели, которые достаточно агрессивно работают на внешних рынках, но, на мой взгляд, их количество недостаточно.
- Почему это происходит? Вроде не бездельники и могли бы жить…
- Как мы думаем, так у нас и получается. У Шуры Балаганова как-то спросили: “Сколько тебе нужно для полного счастья?” Он ответил: “17 рублей 62 копейки”. Он мыслит вот в этих пределах. Чтобы что-то изменилось, должны произойти изменения в голове… Но с нами-то как раз ездят те руководители, которые понимают: когда сидишь на месте, продажи не увеличатся. Почему практически в каждой торгово-экономической миссии участвует ЗАО “Курорт Белокуриха”? Им нужны клиенты, они четко представляют, кто является их целевой группой, с кем они хотят встретиться. И мы в ходе миссий им эти встречи организовываем. Помочь можно тому, кто сам хочет что-то делать. Тому, кто руку протянул и сказал: “Помогите нам из ямы выбраться”. И его вытягивают.
Продвижение идей
- Регионы, страны конкурируют между собой не за счет ресурсов, а за счет идей. И Калифорния когда-то не имела Силиконовой долины в ее нынешнем виде. Те люди, которые едут с вами, они просто хотят сделку совершить или едут с идеей продвижения брэндов, завоевания рынка?
- Большинство едут с задачей просто увеличить объем продаж. Торгово-экономическая миссия - инструмент, который на это и заточен. Но предприятия, которые продвигают за пределы края свой бизнес, идеи, конечно, есть, в том числе среди членов ТПП. И все же у подавляющего большинства предпринимателей менталитет, наверное, еще настроен неправильно.
- В чем неправильность? Каждый, ведь, наверное, уже давно мыслит рыночными категориями…
- Поясню немного издалека. Зачастую предприниматели называют административными барьерами то, что по сути является свидетельством их неспособности конкурировать. Производители колбасных изделий недовольны, что у нас работает Кузбасский пищекомбинат: “Нас туда не пускают, а они у нас работают”. Приезжаем в Змеиногорск - предприниматель предлагает не пускать в город рубцовчан. Другие недовольны тем, что заходят большие супермаркеты, которые вытеснят малый бизнес. Но, наверное, если ты занимаешься бизнесом, то должен понять закономерность, по которой он будет развиваться. Знаешь закономерность? Действуй строго по законам построения бизнеса. И все получится.
Продвижение региона
- Логика в этом есть. Но есть же условия непреодолимой силы. Например, расстояния: нам до всех далеко…
- Это так. И сегодня наши зерноперерабатывающие предприятия испытывают из-за этого большие сложности с продажей муки. Но вот “Пава” взяла и заявила мощный проект по производству биоэтанола. В том же самом Алтайском крае, с теми же самыми кадрами. И чем больше у нас будет появляться таких предприятий, тем быстрее мы будем развиваться.
С этой точки зрения очень здорово, что Алтайский край начал себя продвигать в других регионах и странах, позиционировать как регион, привлекательный для туризма, для инвесторов. Никто не знает про Алтай, как бы нам ни хотелось думать иначе.
- Может ли помочь избавиться от типичного для Алтая “синдрома депрессивности” стратегия развития, которую сейчас разрабатывает московская консалтинговая группа?
- Взгляд на развитие региона извне - всегда хорошо. Они могут увидеть то, что не видим мы. Я всегда считал, что разрабатывать стратегию развития края должна какая-то внешняя консалтинговая компания, и что заказчиком должен быть именно губернатор. И больше чем уверен, что, когда она будет разработана, многие скажут: “Мы это и сами все знаем”. Знаем. Но развиваемся по инерции. Одно из предложений разработчиков - сделать Алтай воротами в Азию. Центром, в котором могу помочь организовать работу с Китаем, Монголией, Узбекистаном - любой азиатской страной. Да, для этого нужны специалисты. Но главное - нам самим набраться смелости и начать так думать.
- Приведите пример хотя бы одного региона, который смог развиваться по стратегии.
- Казахстан. Там была разработана “Программа 2030”, суть которой - понять, куда должна прийти страна к 2030 году. Консалтинговая группа, которая подготовила им эту программу, сказала: нужно идти таким путем. И они пошли. Переход к новой экономике был жесткий. Помню время, когда в Казахстане люди жгли костры на улице, потому что у них отключали электроэнергию. Но сегодня экономика этой страны достаточно быстро развивается. Кстати, компания “РОЭЛ консалтинг”, которая разрабатывает стратегию развития Алтайского края, планирует предложить еще и механизм реализации стратегии.
Геополитические партнеры
- Казахстан - это наш партнер или конкурент?
- Астана строится очень быстрыми темпами, у них большая потребность в лесе и других материалах, которые производятся у нас. В этом случае он наш партнер, и наши предприятия могут туда поставлять продукцию, и транспортное плечо небольшое.
Был период, когда они начали покупать импортное оборудование и вся ненужная им рухлядь (например, сельхозтехника) пошла к нам. Теперь у них работают нормальные комбайны - и по производству зерна они для нас конкуренты. У нас уже зернопереработчики покупают казахстанское зерно, хотя наше может лежать в хозяйствах, потому что цены низкие. А для казахов они не низкие. Так что ответ такой: и партнеры, и конкуренты.
- С точки зрения геополитики Север - наш стратегический партнер. Те люди, с которыми вы ездите в другие регионы, они это понимают?
- Мы ездили в Тюмень, Новосибирск, Кузбасс, но, пожалуй, именно в такой плоскости предприниматели не размышляют. Хотя, конечно, мы призваны поставлять для Севера продукты питания. Кроме того, северяне едут в Белокуриху, даже чартер летает в Бийск. Север нуждается в кадрах. В одном кадровом агентстве мне говорили, что к ним обращаются предприятия из северных регионов, платят им за каждого найденного специалиста, оплачивают ему проезд. Причем востребованны не менеджеры, а квалифицированные рабочие. Север начинает высасывать наши кадры. Что касается оборудования, то северяне очень много закупают импортного оборудования. В этом мы как поставщики оборудования явно проигрываем.
- Чем мы интересны Китаю? Чем нам интересен Китай?
- Китай заинтересован в нас как в рынке для своей продукции. С удовольствием поставлял бы к нам рабочих. Есть китайцы, которые приезжают сюда и вкладывают деньги. Но вложения делают пока только рисковые люди, все остальные боятся ехать. Чужая страна. Не знаешь законов. Не знаешь правил. Но если мы хотим, чтобы к нам приходили инвесторы, всевозможным контрольно-надзорным органам надо умерить аппетиты.
Мы тоже заинтересованы в Китае как в рынке, а с другой стороны - как в поставщике оборудования. В Китае есть предприятия, которые стали мировыми лидерами по производству оборудования. А еще мы были в торгпредстве нашей страны в Пекине, где нам объяснили, почему мы не можем до сих пор поставлять туда пшеницу: этот вопрос нужно решить на правительственном уровне.
Справка “СК”
Борис Чесноков родился 4 октября 1962 года. В 1984 году окончил энергетический факультет Алтайского государственного политехнического института. Начинал свою трудовую деятельность на Алтайском моторном заводе электромонтером пятого разряда. В 1991-1995 годах работал директором муниципального предприятия “Акцепт”. В Алтайской торгово-промышленной палате с 1995 года. В 2002 году избран президентом АлтТПП. Женат, двое детей.
Беседу вела Надежда СКАЛОН.
Самое важное - в нашем Telegram-канале