Установлено, что в некоторых регионах при разработке программ не исполняется один из основных принципов противодействия коррупции, а именно комплексное использование организационных, правовых, специальных и иных мер.
Так, долгосрочная целевая программа "Противодействие коррупции в Тверской области на 2009 – 2011 годы", утвержденная постановлением администрации области, утратила силу в связи с истечением срока действия, при этом новая комплексная программа противодействия коррупции не принята.
В Ставропольском крае и Республике Коми действие антикоррупционных планов распространено только на органы исполнительной власти данных субъектов Российской Федерации.
Положения программ нередко неопределенны и формальны, большинство из них имеют характер текущей деятельности органов исполнительной власти и включение таких мероприятий в долгосрочные целевые программы неоправданно, а их реализация не оказывает влияния на состояние законности в области противодействия коррупции.
Например, программы Самарской и Рязанской областей сводят мероприятия по борьбе с коррупцией лишь к организации деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов и разработке административных регламентов исполнения государственных функций. Отсутствует комплексных подход к решению задач противодействия коррупции.
В программах противодействия коррупции Еврейской автономной области, республик Дагестан и Калмыкия, Московской и Нижегородской областей, Хабаровского края не определены конкретные сроки их
исполнения, что снижает эффективность реализации плановых мероприятий и затрудняет осуществление контроля за их исполнением.
Во многих случаях не осуществляется контроль за исполнением программ и не оценивается их результативность, не обеспечивается надлежащее финансирование.
Из сообщения Гепрокуратуры РФ:
Между тем, даже имеющаяся практика финансирования программ в некоторых регионах не обеспечивает достижение поставленных в них целей. Зачастую финансирование носит не целевой характер, а осуществляется за счет средств, выделенных органам исполнительной власти на текущую деятельность. Это не позволяет провести конкретные мероприятия, в том числе и требующие незначительных финансовых затрат (социологические исследования проявлений коррупции, осуществление издательской деятельности, проведение пропагандистских занятий).
Практика прокурорского надзора свидетельствует о ненадлежащем исполнении в регионах положений Указа президента Российской Федерации о привлечении институтов гражданского общества, развитии форм общественного контроля. Компетентные государственные и муниципальные органы не вносят предложения о способах и возможностях привлечения гражданского общества к деятельности по формированию и реализации программ. В результате способом привлечения гражданского общества к этому процессу нередко является лишь размещение сведений об отдельных мероприятиях по противодействию коррупции на сайтах органов исполнительной власти. В пример можно привести Омскую область и Хабаровский край.
По результатам проведенного обобщения и с учетом выявленных недостатков Генеральная прокуратура Российской Федерации подготовила информационное письмо "О практике исполнения законодательства при реализации региональных антикоррупционных программ (планов)", которым прокуроры субъектов Российской Федерации ориентированы на то, что они должны занимать более активную позицию, направленную на совершенствование и повышение эффективности реализации мероприятий, включенных в программы противодействия коррупции, информировать на постоянной основе высших должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости и возможных способах оптимизации деятельности в области противодействия коррупции.
Самое важное - в нашем Telegram-канале