Эта программа нереализуема. Давайте ее разберем "по костям".
Первое – направить 1 млн. человек на общественные работы. Это нереально по двум причинам. Во-первых, это гигантское сокращение инвестиционных расходов бюджетов всех уровней. Пардон, а на каких объектах вы эти общественные работы собираетесь проводить? Если вы думаете, что у нас столько вакансий дворников, то вы глубоко ошибаетесь. Во-вторых, только самую низкоквалифицированную рабочую силу можно с лопатой и киркой отправить на такие работы. Люди со сколько-нибудь внятной квалификацией на это не пойдут, они будут искать другие варианты.
Второй пункт – отправить 160 тыс. человек на переобучение. Нормально. Учите кого угодно чему угодно. Недорого. Люди заняты. Опыт показывает, что лишним ничего не бывает. Никаких замечаний по этому пункту нет.
Далее. 100 тыс. человек – на переселение. Это из области полного маразма. Невозможны никакие межрегиональные переселения. Финансирование предполагается региональное. Какой субъект себе во вред будет приглашать и размещать людей из других территорий? Никакой.
А теперь давайте посмотрим, что предлагается этим людям. Что собой представляет федеральный банк вакансий, который размещен на сайте Минздравсоцразвития? 6% вакансий – с минимальным размером оплаты труда 4,5–5 тыс. рублей в месяц. Еще 6% – с оплатой труда до 8 тыс. рублей. А ведь это надо еще переехать, снять жилье. И целых 20% вакансий предлагают зарплату больше 20 тыс. рублей. Шикарно! Но только надо посмотреть, где эти вакансии. А они в Москве и Московской области. Что вы будете делать в этом месте с такой зарплатой?! Поэтому все это большой блеф.
И последний пункт. Государство сказало: "Ребята, стартуйте как малый бизнес, мы вам дадим годовую оплату труда, пособие по безработице". В каком бизнесе мы можем стартовать на 60 тыс. рублей, кроме покупки коровы? Я не против коровы. Она дает молоко, а оно позволяет семье что-то продать и выжить. Но только вряд ли людям дадут деньги на покупку коровы.
Мой приговор программе, которая была принята, таков: это маниловщина в сочетании с некомпетентностью.
Что можно реально сделать? Первое – внятно и четко организовать систему выплат пособий по безработице. Ну, не должно быть так, как в Магнитогорске, где велась месячная по сроку запись на прием в службу занятости. Это профнепригодность государственных органов. Люди к тому же не понимают, почему и сколько им начисляют. Они спрашивают: "Почему мне дали тысячу, когда по телевизору сказали, что должно быть 4900?" Не делайте работников служб занятости крайними в разъяснении политики государства. Они не виноваты, что власти так пропиарились.
Теперь по службам социальной защиты. Эта система в России лучше отстроена, но и здесь как не умели вычленять людей с низкими доходами, так и не умеют. Мы же в последние годы, помните, какой принцип развивали? Сейчас выговорю – категориальности: ветераны труда, труженики тыла и т. д. Этот принцип не учитывает доходы. А доля адресных выплат во всем объеме социальной помощи не более четверти.
Что можно было бы предложить вместо общественных работ? Выплату субсидий на занятость. Что это такое? Работодателю надо снижать издержки. Понятно, что увольнения будут. Задача – хоть немного смягчить их масштабы. Предприниматель снижает оплату труда, а государство немного ему доплачивает, чтобы работодатель не уволил сотрудника. И это-то и есть субсидия на занятость. Это, конечно, временная мера, но в острой стадии она существенно снижает психологические риски.
Самое важное - в нашем Telegram-канале