См. также фоторепортаж с этой экскурсии.
В шумном цехе одни машины ритмично выплевывали пластиковые бутылки, а другие наполняли вереницы из них ярко-зеленой жидкостью. Емкости двигались по конвейеру, наполнялись, получали дозатор, этикетку — и из безымянного яркого геля превращались в крем-мыло "Свежана". За метаморфозами "Свежаны" пристально следила внушительная толпа "чужаков" среди людей в одежде производственников. Особенно интересовались девушки. Но и мужчины, которых в обычной жизни редко занимают крем для рук и скрабы, тут охотно уделили им полтора часа свободного времени. Примерно столько в итоге заняла экскурсия по предприятию "Ренессанс Косметик", изначально рассчитанная на час.
Замдиректора по производству Дмитрий Кожемякин рассказал, что над розливом и упаковкой моющих и чистящих средств трудятся несколько производственных линий, купленных в разных странах (итальянская со скоростью розлива 2,5 тыс. литровых бутылок в час, болгарская, наполняющая до 4 тыс. бутылок в час, и другие). Учредитель "Ренессанс Косметик" Виктор Косихин сопровождал гостей, но почти все время был занят разговором с тем или другим участником. Поэтому экскурсию вел Кожемякин. Ему же приходилось отвечать на внезапные вопросы потребителей, которые впервые оказались на производстве знакомой продукции.
— В ту бутылку налили меньше, чем в другие, — вычислила одна девушка, указывая на конвейер с ручной сборкой. — Она попадет в брак или это допустимо?
— Нет. По нормам допускается отклонение, насколько я помню, от 5 до 15%, — отвечал замдиректора.
— А зачем вам ручной труд? Вам так выгоднее?
— Мы планируем перейти на полную автоматизацию, когда возникнет необходимость. Ручная линия нужна, когда требуется произвести немного какой-то продукции в короткие сроки, — терпеливо сообщал Кожемякин.
Испытания и замес
Лаборатория, где вся продукция компании тестируется на пригодность перед выпуском, оказалась небольшой комнатой, полной разноцветных "образцов" на полках и столах. Участники экскурсии выстроились кружком, и заведующая лабораторией "Ренессанс Косметик" Татьяна Братчун продемонстрировала им "полигон испытаний" для чистящих и косметических средств — шкаф старения. Выяснилось, что именно он помогает определить, соответствует ли средство своему сроку годности.
— Полтора месяца в этом шкафу для средства равны полутора годам снаружи. В нем созданы условия для ускоренного старения продукции. Воздух туда не поступает, постоянная температура внутри — 40 градусов, — пояснила Татьяна Братчун. — Допустим, на бутылке средства указан срок годности 12 месяцев. Чтобы не ждать год, бутылку ставят в шкаф. Можно посмотреть, что происходит за это время с продуктом: выпадет ли у него осадок, поменяет ли он цвет и т. д.
На выходе из лаборатории гостям, как это часто бывает на таких мероприятиях, стали вручать подарки от производителя: крем для ног. Мужчины-экскурсанты после минутного колебания тоже взяли по банке.
Со стороны показали цех так называемой белой косметики, внутрь не пустили. Рассказали, что в процессе расширение производственных площадей и обновление оборудования для этого вида продукции: по сравнению с прошлым годом рост направления составил 58%. А вот в цех с "агрессией" (бытовой химией) провели. Дмитрий Кожемякин показал огромные баки, где средства, которыми пользуются многие алтайские хозяйки, "замешивают", как тесто. Замдиректора по производству рассказал, что все ингредиенты рассчитываются по технологическим картам. В них же указано время "готовки". Отсюда продукция отправляется на тесты в лабораторию.
То, как изготавливается пластиковая тара для товаров "Ренессанса" (отдельное направление предприятия), не показали. Возможно, потому что гости не решились попросить. Когда хрупкая, но настойчивая студентка АлтГТУ Дарья Бузынюк начала расспрашивать Дмитрия Кожемякина об экологической стороне его химического производства, дело кончилось незапланированным походом в цех водоподготовки.
Из-под земли — в Казахстан
Предприятие очень большое (см. "Справку"), только за последние полгода компания увеличила цеховые площади на 2 тыс. кв. метров. На то, чтобы обойти его все целиком, потребовалось бы не меньше нескольких часов. Тем не менее Кожемякин по инициативе Дарьи охотно повел гостей к скважине глубиной 210 метров, откуда добывается вода для товаров "Ренессанса".
Как уточнила Татьяна Братчун, вода составляет более 50% большей части средств, с которыми работает компания. Поэтому требования к ее составу расписаны так же строго, как к готовой продукции. В помещении, где стоял отчетливый запах стерильности больницы, она показала сооружения, которые занимаются обработкой воды. Прежде всего ее смягчают, убирая соли кальция и магния. Вода проходит и антимикробную очистку. Раз в месяц ее отправляют на полный микробиологический анализ. Поэтому на всей территории предприятия сотрудники не боятся пить воду из-под крана.
После проверок всех компонентов и упаковки готовые и одобренные бутылки и пачки попадают в коробки на склад. Участники экскурсии с любопытством прошлись вдоль высоких стен из коробок, читая подписи "Холидей", "Выгодная покупка", "Лента новая" и т. д. Это "вокзал" продукции "Ренессанса", где, как рассказал Дмитрий Кожемякин, большая ее часть проводит не больше нескольких суток. После чего отправляется в путь по России и за ее пределы: в Казахстан, Монголию и другие страны.
— А как вы определяете, в каких коробках продукция, произведенная давно? Их же надо забирать раньше, чем "свежую", — предположил один из экскурсантов.
Кожемякин честно ответил, что пока эти расчеты не компьютеризованы. Но уточнил, что скоро, как на складах "Новэкса" и "Марии-Ра", этим будет заниматься система "1С".
Сегодня она находится в стадии внедрения. В этом у участников сомнений не возникло: по ходу экскурсии руководители предприятия то и дело указывали на модернизированное оборудование или обновленный цех. Так что для всех стало в прямом смысле очевидно, что постоянное развитие для предприятия в порядке вещей.
Справка
Компания "Ренессанс Косметик" выпускает более 500 видов продукции. Продукцию фирмы можно найти в таких торговых сетях, как "Магнит", "Лента", "Холидей", "Мария-Ра", "О’кей", "Метро", "Пятерочка", "Новэкс" и другие. Компания выпускает около 2–3 млн. штук продукции в месяц. Общая площадь предприятия — 12 тыс. кв. метров. Сегодня компания поставляет свою бытовую химию и косметику в Центральную Россию, Сибирь, на Дальний Восток, в Казахстан, Узбекистан, Монголию, Киргизию. В состав продуктов входит сырье российских и иностранных производителей (немецкое, французское, японское, английское). Штат сотрудников "Ренессанс Косметик" — 300 человек.
Зачем ходят на экскурсии по производствам
Роман Безугляк,
коммерческий директор компании "Абсолют климат":
Мне интересно, как устроен любой крупный бизнес, — конечно, в какой-то небольшой офис фирмы я бы не пошел. С моей точки зрения, экскурсия могла бы быть более углубленной в процесс: хотелось бы увидеть больше подробностей производства. Например, посмотреть на выдув бутылки из куска пластика, как его плавят, придают форму и т. д. Нам в основном просто говорили: вот тут у нас горы бутылок, тут розлив, тут будет склад. Это тоже любопытно, но не так, как сами процессы.
Рада Муллина,
специалист по маркетингу и рекламе "Алтайского шинного комбината":
Я бы хотела работать на таком предприятии. Оно крупное, у него большой рынок сбыта — и значит, есть много интересных маркетинговых задач. Можно придумывать новые марки продукции от и до, это же интересно. В свое время я работала в компании "Ледь", где тоже были линии по розливу в ПЭТ-тару, так что было интересно сравнить.
Дарья Бузынюк,
студентка АлтГТУ:
Об экскурсии я узнала из соцсети, заинтересовалась этой компанией и решила прийти. Интерес у меня в какой-то мере профессиональный, я учусь на эколога. Хотела в том числе узнать, насколько востребована моя специальность. Оказалось, на этом производстве скорее могут работать и зарабатывать наши политеховские технологи. Но все равно время потратила не зря.
Самое важное - в нашем Telegram-канале