Местная доля
– Лола Исмаиловна, сейчас вновь поднимается вопрос о доле присутствия на полках ритейлеров товаров местных производителей. Какова эта доля в барнаульском гипермаркете "Лента"?
– Товары длительного пользования поставляются в гипермаркет федеральными производителями, а Fresh Food – мясо, молочная продукция, сыры, колбасные изделия – представлены алтайскими предприятиями. В каждом регионе мы стараемся подходить к этому вопросу индивидуально и договариваться с лидерами местных рынков о сотрудничестве на выгодных условиях. Сейчас доля товаров местных поставщиков в барнаульской "Ленте" составляет около 20%. Мы работаем с компаниями "РМП-Барнаул", "Барнаульский пищевик", "Киприно", "Лакт и Ко", с индивидуальным предпринимателем Шустовой и другими.
– На недавнем заседании в администрации Алтайского края, где присутствовали представители торговых сетей и производители, обсуждалась возможность увеличения доли алтайских товаров на полках ритейлеров до 65%. Это реально?
– Это выполнимо, например, для молочных продуктов или хлебобулочных изделий. Но не более того.
В I квартале 2009 года мы планируем увеличить долю местных производителей в категориях "кондитерские изделия" и "бакалея". Однако требования при отборе поставщиков предъявляются строгие. Главные критерии – это качество продукции, гарантированные сроки и объемы поставок.
– Ассоциация компаний розничной торговли совместно с Союзом независимых сетей России приняли документ, согласно которому ритейлеры не должны взимать с производителей небрэндированной сельхозпродукции "входные" бонусы, "плату за полку" и другие дополнительные платежи. "Лента" также присоединилась к данному соглашению. Какие шаги были предприняты барнаульским гипермаркетом для выполнения условий договоренности?
– Мы готовы заключать договоры с сельхозпроизводителями на установленных условиях. Однако сами сельхозпроизводители пока не совсем готовы к работе с "Лентой". Сейчас подавляющую часть сельхозпродукции мы получаем не напрямую, а от различных "торговых домов", которые имеют выстроенную систему логистики и документооборот в соответствии с требованиями нашей сети.
Суд да дело
– Насколько нам известно, часть площадей "Ленты" в других городах сдается для организации кафе и небольших ресторанов. Есть ли подобные планы у барнаульского гипермаркета?
– Вся арендная зона "Ленты" в Барнауле уже практически сдана. И наши покупатели могут воспользоваться дополнительными сервисами: химчисткой, услугами салона сотовой связи, могут купить цветы, ювелирные изделия и т. д. Точка общепита в гипермаркете пока не открыта. Но сейчас мы ведем переговоры с крупными сетевыми операторами рынка. Как только экономическая ситуация в стране немного выровняется, а это произойдет, думаю, ближе к весне, посетителям можно будет ждать открытия кафе или ресторана.
– В планах барнаульской сети DIY "Практика" открытие своего гипермаркета рядом с "Лентой". Насколько вы готовы к такому соседству? Известно, что занять эту площадку планировали и некоторые зарубежные DIY-ритейлеры.
– Мы не специализируемся на продаже товаров DIY, поэтому позитивно относимся к соседству с DIY-ритейлерами. Обычно оно приводит к росту трафика в рамках конкретной локации в целом.
– На каком этапе находится судебное разбирательство с ОПХ им. Докучаева относительно застройки участка, где сейчас располагается "Лента"? Каков ваш прогноз относительно его дальнейшего хода?
– После отказа ОПХ им. Докучаева от бессрочного пользования земельным участком в ноябре 2008 года в пользу компании "Лента" Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю должно было принять решение о прекращении права собственности ОПХ им. Докучаева на земельный участок. Документы ОПХ им. Докучаева подавало еще осенью 2008 года, но по неизвестным нам причинам решение в управлении до сих пор принято не было.
Говорить о дальнейшей судьбе земельного участка можно будет после того, как мы получим ответ из управления.
Продажи будут расти
– По некоторым прогнозам, последствия финансового кризиса, в том числе низкая потребительская активность, пошатнут позиции формата "гипермаркет". Вы не опасаетесь, что "Лента" вскоре потеряет в объемах продаж?
– Нет. Гипермаркет по-прежнему остается у российских потребителей одним из наиболее востребованных форматов. Многие потребители считают, что в магазинах "у дома", они тратят меньше. Об этом говорят наши исследования. Однако ценовые мониторинги показывают обратное. Дело в том, что значительная часть покупателей не ведет учета затрат на покупки, а ориентируется на стоимость разового приобретения, которая в магазинах "у дома" составляет 200–500 рублей. Средний чек в гипермаркете существенно выше. Однако формат гипермаркета дает заметную экономию при покупке стандартной потребительской корзины.
Поставщики повышают цены одинаково для всей розницы в связи c изменением курса валюты, поэтому, безусловно, импортную продукцию в ближайшее время ждет подорожание. Вслед за этим поднимут цены и отечественные производители.
После Нового года уже вырос ценник на импортную замороженную рыбу, что отразилось на ценовой политике российских поставщиков. Та же ситуация происходит с российской свининой и птицей. Однако в среднем по городам присутствия "Ленты" стоимость продуктовой корзины в нашей сети на 11% ниже, чем у ближайших конкурентов. Кроме того, покупки в гипермаркетах совершаются один-два раза в неделю и планируются заранее. Поэтому мы не собираемся менять формат "Ленты" в ближайшее время и сосредоточимся на его совершенствовании и развитии.
– В связи с кризисом некоторые торговые сети отказываются от предоставления дисконтных карт или сокращают процент скидок? Есть ли подобные шаги в планах "Ленты"?
– Нет. Более того, в течение всего года мы будем выпускать каталоги как праздничные – к 23 февраля и 8 Марта, так и регулярные, где будем предлагать товары со скидкой в 30–70%.
– Каковы ваши прогнозы по продажам на 2009 год?
– Мы прогнозируем прирост оборота сети "Лента" в 2009 году на 28% в рублях. Существует закономерность, согласно которой в зависимости от расположения первые два – четыре года после открытия продажи гипермаркета активно растут. Среди 20 гипермаркетов "Лента" в регионах самому "старому" пока только два года.
Кроме того, стоит отметить, что наибольшим спросом в период кризиса будут пользоваться магазины, делающие ставку на ценовое лидерство. Поэтому формат экономичного гипермаркета, по моим прогнозам, сможет привлечь большое количество новых посетителей за счет снижения интереса к магазинам, ориентированным на реализацию среднедорогих и дорогих товаров.
Справка
"Лента" – одна из крупнейших в России сетей розничной торговли, основанная в 1993 году. В настоящее время в различных регионах России работает 34 гипермаркета сети "Лента". Из них 14 – в Санкт-Петербурге, четыре – в Новосибирске, по два – в Нижнем Новгороде и Краснодаре. По одному торговому комплексу "Лента" есть в Астрахани, Барнауле, Великом Новгороде, Волгограде, Петрозаводске, Омске, Тольятти, Тюмени, Рязани, Набережных Челнах, Саратове и Пензе. Постоянными покупателями гипермаркетов сети "Лента" сегодня являются свыше 2,5 млн. человек. Объем продаж в целом по сети в 2008 году превысил $ 2, 344 млрд.
Торговая площадь комплекса "Лента" в Барнауле – около 6 тыс. квадратных метров.
Оборот гипермаркета в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года вырос на 47%. Прирост покупателей составил около 70%.
В 2008 году "Лента" вела строительство трех торговых комплексов – в Ростове-на-Дону, Омске и Новороссийске. Запланированные инвестиции в каждый объект – более 600 млн. рублей.
Досье
Что мы знаем о Лоле Жигальцовой
Лола Исмаиловна Жигальцова родилась 9 марта в Барнауле. В 1991 году окончила Алтайский государственный технический университет по специальности "Энергоснабжение промышленных предприятий". После окончания вуза три года проработала инженером на радиозаводе. В период с 1995 по 2000 год занималась частным бизнесом. Затем перешла в компанию "Холидей", где поднялась по карьерной лестнице с должности заведующей секцией до управляющей одного из магазинов сети. В 2007 году назначена на должность директора торгового центра "Лента" в Барнауле.
В 2008 году г-жа Жигальцова получила второе высшее образование в Московском государственном университете по специальности "Административный менеджмент".
Лола Жигальцова замужем, у нее есть сын.
Самое важное - в нашем Telegram-канале