За четверть века он вошел в число крупнейших работодателей и налогоплательщиков края, укрепив позиции на финансовом рынке и в сердцах клиентов. Ирина Бубенко, региональный управляющий Альфа-Банка в Алтайском крае, рассказала, как гибкость, инновационность и хороший сервис помогают развиваться при любых обстоятельствах.
— Прошлый год снова был турбулентным. Как изменения на рынке повлияли на бизнес Альфа-Банка?
— 2024 год точно был не проще, чем последние несколько лет. Мы снова ощутили новые вызовы и снова искали возможности. Но в целом год завершили хорошо.
Банк выполнил все планы — даже по ипотеке, хотя это было, поверьте, не просто с учетом отмены популярной госпрограммы. Кредитный портфель в целом вырос на 20–25% к 2023 году.
При этом к концу года банки стали внимательнее смотреть на кредитование. Причины объективные: появились задержки в расчетах между компаниями, банки начали фиксировать просроченную задолженность. Кроме того, регулятор ужесточил некоторые банковские нормативы, что тоже повлияло на принятие решений по кредитованию.
— Как текущие условия повлияли на кредитование? За счет чего поддерживаете доходность?
— Мы отмечаем некоторое сокращение кредитования населения. Уровень закредитованности физлиц в нашем регионе считался одним из самых высоких в стране. Соответственно, именно население сильнее ощутило снижение одобренных сумм.
Что касается бизнеса, то компании деловую активность не сократили, но изменили фокус. У них есть потребность в размещении свободных ресурсов. Мы это понимаем и предлагаем им интересные продукты.
Например, бивалютные депозиты и цифровые финансовые активы, где есть гарантированный высокий доход. И, конечно, мы показываем, как снизить валютные и процентные риски за счет хеджирования. Все это и замещает процентный доход.
— Как адаптировался банк к отмене комиссий за переводы до 30 млн рублей между своими счетами? Говорят, некоторые банки ощутили отток…
— Альфа-Банк ощутил приток денежных средств от населения, за год на Алтае — плюс 10 млрд рублей. Вкладчики ведь и раньше несли деньги туда, где выше проценты по депозитам.
А сегодня многие смотрят не только на проценты, но и на комфорт и прочие удобства мобильного приложения.

— Один из руководителей банков недавно сказал: «Сейчас клиента нужно удивить, чтобы он остался твоим». Согласны ли вы с ним?
— Отчасти. Банкам все сложнее удивлять клиентов. К тому же любой новый интересный продукт и сервис моментально перенимают другие банки, и они уже никого не удивляют. Мы регулярно это замечаем, потому что часто бываем первыми, когда выводим что-то на рынок.
С другой стороны, многие наши клиенты анализируют уже не только преимущества банка, но и его надежность и способность решать вопросы гибко и быстро, предугадывать спрос. И зачастую выбирают качество обслуживания. В этом мы стараемся оставаться на высоте.
Но, конечно, процесс улучшения сервиса мы не остановим, будем и дальше вводить что-то новое. В 2025 году, например, предложим подключение к мобильному оператору в нашем приложении.
— Еще одно новшество Альфа-Банка — цифровые финансовые активы (ЦФА). Не представляю, что это такое.
— ЦФА — это цифровые аналоги привычных нам договоров и ценных бумаг, а также инструмент для создания новых продуктов, не ограниченных классическими рынками. Например, права на квадратные метры. Этот инструмент помогает бизнесу получать финансирование, а для людей это еще один вариант инвестирования.
Альфа-Банк — оператор платформы, он включен в реестр ЦБ РФ. В феврале нашей платформе А-Токен исполнилось два года. За это время она стала лучшей ЦФА-платформой в стране, согласно открытому голосованию экспертов АКРА. Мы помогаем клиентам оцифровывать активы и зарабатывать на этом. За это время банк в целом выпустил ЦФА на 265 млрд рублей — 50% всего объема в России.
— Искусственный интеллект — модная тема. Вы, как и раньше, развиваете его?
— Конечно. В прошлом году запустили «Нейроофис» — такую виртуальную команду нейроассистентов, обученных на знаниях миллионов экспертов. С его помощью предприниматель может быстро, буквально за минуту, решать многие задачи.
Уже сейчас бизнесу помогают пять нейроассистентов: «Маркетолог», «Редактор», «Клиентский менеджер», «HR-менеджер» и «Личный Ассистент». А скоро появятся еще и виртуальные юрист, бухгалтер и дизайнер.
— HeadHunter в 2024 году вновь назвал Альфа-Банк лучшим работодателем России. Как вы думаете, почему?
— Альфа-Банк исходит из того, что лучшие инвестиции — в сотрудников. Чем комфортнее и безопаснее ощущает себя человек на рабочем месте, тем более он результативный.
У нас очень сильное ДМС, мы поддерживаем сотрудников в непростых ситуациях и сделали рабочее пространство максимально комфортным. Часто проводим акции и розыгрыши, а наши лучшие сотрудники путешествуют по странам мира.
К слову, мы получили столь же высокую оценку не только на уровне страны, но и в регионе. Лучшим работодателем за 2024 год нас признал Союз промышленников Алтайского края. Мы очень этим гордимся.
Специальный вопрос
— Какое место занимает Альфа-Банк в топ-100 налогоплательщиков края?
— Банк уплатил в бюджет края более 1 млрд рублей и сохранил высокие позиции. Значительный вклад в это вносит численность сотрудников и налоги с зарплаты. В алтайском подразделении банка сегодня работает почти 3 тыс. человек.

Самое важное - в нашем Telegram-канале