Экономика

Мы видим только вершину айсберга. Председатель крайсовета Александр Назарчук - о причинах осеннего роста цен

Почему вспыхнули цены? Одни утверждают, что "рынка мало", другие говорят о необходимости усиления государственного вмешательства в экономику, в том числе в ценовую политику. Третьи утверждают, что рост обусловлен объективными причинами, он чуть ли не норма. Сегодня к дискуссии на страницах "СК" подключается председатель краевого Совета народных депутатов Александр Григорьевич Назарчук, значительная часть жизни которого связана с селом на протяжении всей карьеры - от рядового колхозника до министра сельского хозяйства России.

Почему богатые пострадали меньше?

- Ситуации с ростом цен и попытками прекратить этот рост я никак не могу назвать нормальными. И вот почему.

Отчего стали расти цены? Собственное производство в сельском хозяйстве России увеличивается в год на 2-5%, а импорт - на 20-30%. Выходит, что страна, где каждый третий проживает в сельской местности, не может обеспечить себя основными продуктами питания и попала в зависимость от конъюнктуры мирового рынка? Убежден - ставку надо делать на собственного сельхозтоваропроизводителя. Я подготовил специальный доклад на заседании Совета законодателей по этой проблеме. Было принято хорошее постановление, но оно не стало основой работы ни для Совета Федерации, ни для правительства.

Рост цен - объективное явление в период роста доходов населения. Но проблема в том, что обвальный рост цен происходит в условиях значительного расслоения общества по доходам. На Алтае, к примеру, на долю 20% населения с наименьшими доходами приходилось в прошлом году всего около 6% общего объема доходов населения, а цены на некоторые продукты питания за первую половину октября выросли больше, чем за предыдущие девять месяцев 2007 года. По данным обследования бюджетов алтайских семей, проведенного Алтайкрайстатом, потребление основных продуктов питания (молокопродуктов, мясопродуктов, яиц, рыбопродуктов) в расчете на одного человека в наиболее обеспеченных семьях в 1,5 -2,5 раза выше, чем в малообеспеченных.

При этом, обратите внимание, наиболее обеспеченные семьи тратили на покупку продуктов питания каждый пятый рубль от всех потребительских расходов (в расчете на одного члена семьи), а наименее обеспеченные - почти каждый второй.

Посмотрим на эту проблему со стороны роста цен. Для бедных и богатых рост цен происходит по-разному. По имеющимся оценкам, инфляция для богатых россиян уже сегодня составляет 2-3%, тогда как для бедных - 20%.

Происходящий на наших глазах скачок цен на товары первой необходимости еще более усилит имеющийся разрыв, ухудшит положение малообеспеченных слоев населения. С этих позиций принятые в 2005-2007 гг. депутатами краевого Совета народных депутатов решения в области социальной защиты ряда категорий населения края имеют очень важное значение. Считаю также актуальным решение администрации края о расширении торгового обслуживания малообеспеченных категорий граждан, ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров.

Омск - город дешевого хлеба

- В российских регионах, как видно из периодической печати, придумывают все новые способы остановки роста цен.

Я внимательно отслеживаю этот опыт. Есть, на мой взгляд, адекватные меры воздействия на потребительский рынок. Так, в Омской области для обеспечения населения хлебом массовых сортов по фиксированным ценам используется резервный зерновой запас. В итоге там самые низкие в Западной Сибири цены на хлеб массовых сортов. В Кемеровской области из бюджета выделяется по тысяче рублей за тонну зерна, направляемого в продовольственный фонд области. У нас в Завьяловском районе основным хлебопекам выделили землю для производства зерна - там не наблюдается роста цен на хлеб.

Но это - нетипичные примеры. Сегодня основной способ сдерживания цен - заключение соглашений администрации с сельхозтоваропроизводителями, предприятиями молочной промышленности и торговлей о недопущении увеличения цен на определенный круг социально значимых товаров. Знаю, что эксперты оценивают этот способ плохо.

Мое мнение - в сложившихся условиях это необходимая мера. Ажиотажный спрос населения - что пожар. Его легче предупредить, чем потушить. А если нужно тушить, то всеми подручными средствами. Знаете ли вы о том, что в условиях административно-командной экономики, чтобы сбить ажиотажный спрос населения, надо было продавать утроенный против обычного объем товара в течение трех-четырех месяцев? В сегодняшней экономике все по-другому: ажиотажный спрос населения "гасится" сам резким повышением цены на ставший дефицитным товар.

Я убежден - решить проблему сдерживания резкого роста цен на уровне отдельно взятого региона не удастся. Да и возможности регионов существенно разнятся.

Цены - только вершина айсберга. Смотреть надо глубже… Рынок преподал нам очередной урок. Необходимо сделать из него определенные выводы и подкорректировать экономическую политику.

Три ответа на вопрос "Что делать?"

1. Первое - и главное. Надо уйти от практики "перекачивания" созданного в сельском хозяйстве дохода в другие отрасли (переработку, торговлю и т. д.). Разве имеет какое-либо разумное объяснение тот факт, что доля производителей сельхозпродукции в стоимости конечного продукта составляет не более 30%. В ряде стран Запада доля каждого участника продовольственного рынка установлена нормативно: 70% - крестьянину, 20-25% - переработчику, 5-10% - торговле. Почему у нас тому, кто с сошкой, только 30%?

2. Во-вторых, крайне важно обеспечить конкуренцию как главный механизм сдерживания цен в рыночной экономике по всей цепочке от поля до прилавка. Вы слышали когда-нибудь о необходимости поддержки конкуренции на полях, фермах? Она здесь, можно сказать, обеспечивается автоматически, за счет того, что производителей много.

Другое дело - торговля. "Производителей" этой услуги все меньше и меньше. В Алтайском крае, как и в России, происходит экспансия сетевой торговли. Наряду с известными плюсами - широчайший ассортимент товаров и поначалу более низкие, чем в обычных магазинах, цены - гипермаркеты имеют свои минусы. В их числе - первоначальная плата за "вхождение в сеть", далее - за размещение каждого нового товара, "за место на полке". Практикуется большая отсрочка платежа поставщикам, доходящая в некоторых случаях до полугода.

Для нас, россиян, это новое явление. Учитывая опыт Запада, принимая во внимание события с ценами текущей осенью, необходимо срочно разработать на федеральном уровне антимонопольное и антикартельное законодательство в сфере розничной торговли, обеспечивающее защиту местных производителей и покупателей, принять закон о торговле.

Есть возможности повлиять на ситуацию и на региональном уровне. О спешных мерах я уже сказал. В долгосрочном плане следовало бы утвердить порядок участия регионов в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий, действующих на их территории.

3. В-третьих, отработать и ввести в постоянную практику действенные рыночные (подчеркиваю это слово) механизмы регулирования цен со стороны государства.

Для этого требуется:

- формирование не бумажного, а реального государственного резерва продовольствия, способного сгладить скачки цен на рынке;

- формирование в должном объеме государственного заказа на продовольствие по гарантированным ценам, обеспечивающим расширенное воспроизводство сельхозпродукции.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость