На местах теплее
Если проанализировать ситуацию по уровням бюджета и их потерям, то картина вырисовывается достаточно нерадостная. Скажем, если взглянуть на ситуацию по налогам, собираемым в Алтайском крае, то наиболее пострадавшим выглядит федеральный бюджет. Основные проблемы здесь со сборами НДС и налога на прибыль, который большинство экспертов называет самым проблемным налогом кризисного периода.
Но все же наиболее пострадали региональные бюджеты, считают эксперты. "Самая серьезная проблема, по моему мнению, локализуется на уровне бюджетов субъектов Федерации, поскольку именно регионы несут основную нагрузку и в плане социальных программ, и в плане развития инфраструктуры", — говорит заместитель генерального директора компании "Алор Инвест" (Москва) Михаил Васильев. По данным краевой налоговой службы, региональный бюджет исполняется сегодня на 80% к уровню прошлого года. Но при этом нельзя не учитывать, что он был скорректирован в текущем году на 7 млрд. рублей, поэтому выполнение уточненных прогнозных показателей здесь упало не так катастрофично. По данным краевой администрации, выполнение доходной части идет в пределах обычного — с колебанием около 5%.
В гораздо меньшей степени пострадали местные бюджеты, хотя некоторые из них выглядят ахово по исполнению, что, впрочем, скорее связано с проблемами прогнозирования доходной части, а не с экономической ситуацией. "В совокупности местные бюджеты выполняются на 100% к уровню прошлого года, но в разных территориях ситуация складывается по-разному", — рассказал руководитель Управления ФНС по Алтайскому краю Алексей Легостаев. Причина в том, что в местные бюджеты поступают налоги, в меньшей степени пострадавшие от кризиса, — подоходный налог, налог на землю и доходы с малого бизнеса, то есть "упрощенка" (УСН) и "вмененка" (ЕНВД). Наиболее проблемным налогом Алексей Легостаев в данном перечне называет УСН, поскольку этот налог, как и налог на прибыль, также отчасти зависит от финансовых результатов деятельности предприятий. Но в данном случае, поясняет он, обвала не произошло — сборы УСН снизились менее чем на 20%.
Ситуация эта, впрочем, для страны типичная. "После резкого падения цен на сырье на мировых рынках и падения экономической активности пострадали те бюджеты, доходы которых зависели от экспортно-импортных налогов и налога на прибыль. Резко снизились те налоги, которые платят компании. Социальные налоги, подоходный налог, например, по-прежнему показывают небольшой рост собираемости благодаря индексациям зарплат государственного сектора. Поэтому в целом представляется, что местные бюджеты пострадали меньше, чем региональные", — подводит итог главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова.
Пикирующая прибыль
Между тем краевой бюджет подвел именно налог на прибыль. Даже несмотря на то, что по сравнению со многими своими соседями по СФО в Алтайском крае доля этого налога не так велика — по итогам 2008 года она составила 24,1% (для сравнения: в Красноярском крае — 49%, а в Кемеровской области — 42,8%). Но все же это второй по значимости источник доходов краевого бюджета. "Наиболее существенное сокращение доходов произошло по налогу на прибыль. По отношению к 2008 году налог сократился более чем в два с половиной раза. Это самое существенное сокращение по доходным источникам", — рассказывает вице-губернатор, председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Владимир Притупов.
На 1 сентября 2008 года налог на прибыль был собран в размере 4,7 млрд. рублей, а на ту же дату текущего года — только 1,9 млрд. "Здесь существенное влияние оказали предприятия энергетики, банковские учреждения, транспортные организации, предприятия связи. Но даже в этих условиях есть достаточно большой круг предприятий, которые не просто сохранили, но и значительно увеличили объем платежей. Это отдельные предприятия торговли, перерабатывающей промышленности, предприятия, выпускающие лекарства", — говорит финансовый вице-губернатор.
Сократились и сборы налога на добычу полезных ископаемых — 83% к уровню прошлого года, но в абсолютных цифрах это всего 2 млн. рублей, что не так существенно. Меньше, чем прогнозировалось, поступило в бюджет и подоходного налога, хотя в абсолютных цифрах его собрано больше, чем годом ранее, — 7,9 млрд. рублей. Отрицательную динамику демонстрируют и налоговые спецрежимы. Но причины снижения их поступлений связаны не с экономикой, а с изменением порядка уплаты, считают в краевой администрации.
По неналоговым доходам ситуация двоякая — если поступления из федерального бюджета выросли на 21%, то собираемые в крае доходы в виде арендной платы, приватизации упали в силу экономических причин примерно на 20%.
Эффективность и инвестиции
Следующий год также не окажется для бюджетов простым. Алексей Легостаев, впрочем, считает, что задача может быть только одна — прирастать по сборам. "Структура налоговых поступлений не позволяет нам уменьшать платежи к уровню 2009 года. Имущество индексируется, налоги с фонда зарплаты не снизятся — никто не позволит уменьшать фонд зарплаты. По налогу на прибыль проблема заключалась в крупных возвратах, которых не будет в следующем году, потому что большинство предприятий платит налог от фактической прибыли. Поэтому можно ждать увеличения поступлений. Я не вижу опасных доходных источников. Не знаю таких", — говорит он.
Не видят эксперты больших проблем и в связи с очередным перераспределением налогов между уровнями бюджетов. В большей степени они касаются налога на добычу полезных ископаемых и повышения ставок акцизов. В первом случае это нестрашно — данный налог составляет лишь доли процентов от общих поступлений, а во втором случае может принести только пользу.
Есть, правда, у независимых экспертов ряд вопросов по эффективности расходования бюджетных средств на всех уровнях бюджета. Об этом на днях заявил даже министр финансов Алексей Кудрин, который отметил, что российские власти через три года столкнутся с необходимостью повысить налоги, если не научатся расходовать бюджет более эффективно. Минфин даже разработал политику более жесткого контроля за бюджетными расходами. В концепции все регионы предлагается разбить на три группы по уровню управления своими бюджетами. За основу, судя по всему, возьмут долю бюджетных расходов, ориентированных на результат. При этом "передовикам" бюджетного управления обещают поощрение. Ужесточается и подход к регионам, накопившим долги или бюджетные обязательства.
"Проблема эффективности связана с тем, что расходы бюджета не могут запустить рост экономики. Индексация социальных выплат поддерживает потребление, но не гарантирует создание рабочих мест, если население, например, потребляет импортную продукцию. Кроме того, значительная часть бюджетных расходов оседает на счетах бюджетополучателей в банках, но поскольку объемы кредитования сжимаются, то эти деньги не позволяют оживить экономическую активность", — говорит Наталия Орлова. По ее словам, единственный способ исправить ситуацию — это увеличить финансирование инфраструктурных проектов и других инвестиционных проектов, которые позволяют создать рабочие места. Пока же приоритетом является социальная нагрузка на все уровни бюджетов, которая постоянно индексируется, что отвечает лишь краткосрочным задачам, отмечают эксперты.
Доля в налоговых доходах консолидированного бюджета Алтайского края в 2008 году, %
Налог на прибыль организаций — 24,1%
Налог на доходы физических лиц — 45,6%
Акцизы — 5,3%
Налог на имущество организаций — 10,5%
Транспортный налог — 2,3%
Земельный налог — 3,1%
Налог на игорный бизнес — 0,4%
Налог на добычу полезных ископаемых — 0,3%
Единый налог на упрощенной системе налогообложения — 4,7%
Единый налог на вмененный доход — 2,6%
Прочие налоги и сборы — 1,1%
Источник: "Эксперт Сибирь"
Матвей Эргардт, шеф-редактор Алтайского филиала "Эксперт–Сибирь". Материал подготовлен специально для редакции газеты "Ваше дело".
Самое важное - в нашем Telegram-канале