Экономика

Олег Балицкий: Должники угрожают энергобезопасности региона

Компания "Алтайэнергосбыт" является одним из лидеров в энергетической отрасли Алтайского края. Предприятие обеспечивает 79,4% потребления электроэнергии Алтайского края и 99,8% Республики Алтай. Клиенты "Алтайэнергосбыта" – это 11,3 тыс. предприятий и 452,5 тыс. физических лиц. Однако даже столь крупная компания почувствовала на себе влияние кризиса. Оно выразилось в снижении объемов продажи электроэнергии потребителям и в росте дебиторской задолженности. О том, как "Алтайэнергосбыт" планирует действовать в сложившейся ситуации, рассказал Олег Балицкий, заместитель генерального директора компании по оптовому рынку электроэнергии и производственному обеспечению.

Надо улучшать планирование

– Олег Викторович, каков прогнозируемый объем покупки электроэнергии "Алтай­энергосбытом" на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) в 2009 году?

– Он составит около 6,9 млрд. кВт/ч, что на 326 млн. кВт/ч, или 4,5%, меньше аналогичного показателя 2008 года. Снижение объемов покупки связано с уменьшением уровня энергопотребления со стороны наших потребителей – крупных предприятий, которое вызвано воздействием на них финансового кризиса. Среди них компании "Русэнерго­сбыт", "Алтайский шинный комбинат", "Алтайский моторный завод" и "Барнаульский водоканал".

– Какие основные цели и задачи ставит перед собой "Алтайэнергосбыт" по работе на ОРЭМ? Каковы перспективы развития компании как субъекта оптового рынка?

– В настоящее время необходимый объем электроэнергии и мощности "Алтайэнергосбыт" приобретает на ОРЭМ. Поэтому основной целью нашего предприятия является уменьшение стоимости покупки электрической энергии по нерегулируемым ценам. В связи с этим перед компанией стоит приоритетная задача – минимизация отклонения фактического объема потребления электроэнергии от планового. Это позволит снижать объем электрической энергии, приобретаемой по ценам балансирующего рынка (рынка отклонений). Стоит отметить, что с 2011 года рынок электроэнергии будет полностью либерализован, весь объем электроэнергии и мощности будет приобретаться по нерегулируемым ценам. Правда, это касается только потребителей – юридических лиц. Физические лица будут получать электричество по регулируемым государством ценам.

"Алтайэнергосбыт" активно заключает свободные договоры купли-продажи электроэнергии и мощности напрямую с генерирующими компаниями – поставщиками оптового рынка. Это позволяет приобрести электроэнергию по более низкой цене, чем та, которая складывается на конкурентном рынке. Помимо этого, наше предприятие принимает участие в биржевых торгах электрической энергией и мощностью, что также позволяет получить более дешевые энергоресурсы.

Мы, как мобильная компания, своевременно реагируем на изменения в условиях функционирования оптового рынка и информируем о них своих потребителей – юридических лиц. Механизм трансляции электроэнергии с ОРЭМ довольно сложен для понимания. В связи с этим, "Алтай­энергосбыт" ведет разъяснительную работу с клиентами – проводит консультационные совещания и семинары. В будущем мы намерены продолжить работу в этом направлении. 

Навстречу добросовестным потребителям

– Олег Викторович, насколько остро стоит проблема неплатежей для "Алтайэнерго­сбыта"?

– На сегодня ситуация с расчетами потребителей за электрическую энергию ухудшилась. Наряду с нашими постоянными должниками, к которым относятся компании "Бийскэнергосбыт" и "Алтайкрайэнерго", неплательщиками стали и некогда финансово стабильные предприятия.

– Какие компании на сегодня являются вашими самыми злостными неплательщиками?

– На начало апреля "Алтайкрайэнерго" должно "Алтай­энергосбыту" за потребленную электроэнергию более 300 млн. рублей, "Бийскэнергосбыт" – свыше 30 млн. рублей. Долг "Барнаульского водоканала" перед нашей компанией составляет около
17 млн. рублей, "Бийского котельного завода" и "Барнаул­энерго" – около 6 млн. рублей, "Алтайского моторного завода" – более 2 млн. рублей.

– "Барнаулэнерго" снабжает теплом жителей краевого центра, и его долги чреваты для потребителей. Какие меры ваше предприятие намерено предпринять по отношению к такому должнику?

– "Барнаулэнерго" систематически нарушает условия заключенного договора энергоснабжения в части соблюдения сроков оплаты. Задолженность этого предприятия за потребленные энергоресурсы на начало апреля составляет около 6 млн. рублей, это более трех расчетных периодов. Вопрос о взыскании этой задолженности находится на рассмотрении в Арбитражном суде Алтайского края. Кроме того, руководству "Барнаул­энерго" было направлено уведомление о необходимости введения само­ограничения,
т. е. о сокращении объема потребления электроэнергии для собственных нужд. Это необходимо для того, чтобы теплоснабжение социальной сферы города оставалось бесперебойным, несмотря на финансовые трудности "Барнаул­энерго".

– Какие последствия могут иметь неплатежи со стороны клиентов "Алтайэнергосбыта" для самой энергокомпании?

– "Алтайэнергосбыт" для обеспечения нужд потребителей приобретает электроэнергию и мощность на оптовом рынке, где необходимо производить расчеты с поставщиками в строгом соответствии с графиком. Наши финансовые операции на оптовом рынке напрямую зависят от выполнения обязательств нашими потребителями. Рост дебиторской задолженности значительно усложняет наши отношения как с поставщиками, так и с сетевыми компаниями, что в конечном итоге отрицательно сказывается как на стоимости электроэнергии, так и на надежности энергоснабжения потребителей Алтайского края и Республики Алтай.

– Как строится работа "Алтайэнергосбыта" по взысканию долгов? Какие методы компания применяет для этого?

– У наших специалистов имеется большой опыт по работе с должниками. Многие проблемы по взысканию дебиторской задолженности разрешаются нами во внесудебном порядке, путем переговоров с потребителями. Многим должникам достаточно лишь напомнить, что у них образовалась задолженность, которую необходимо оплатить.

Добросовестным потребителям, которые переживают временные финансовые трудности, "Алтайэнергосбыт" идет навстречу. Мы заключаем с ними соглашения о реструктуризации задолженности. Понятно, что отсрочка дается не бесплатно. Ведь нашему предприятию в таком случае необходимо привлекать кредитные ресурсы, которые стоят недешево. Поэтому в подобных случаях должнику необходимо будет компенсировать "Алтайэнергосбыту" сумму уплаченных банку процентов.

К сожалению, наиболее эффективной мерой по взысканию задолженности по-прежнему является ограничение или отключение недобросовестных абонентов. Это предусмотрено законодательством Российской Федерации. Зачастую именно после введения ограничения подачи электроэнергии такие абоненты начинают серьезно работать над погашением своей задолженности.

– А добросовестных потребителей вы как-то поощряете?

– Безусловно. Мы очень дорожим хорошими "финансовыми взаимоотношениями" с нашими потребителями, и каждый год лучшие из лучших получают от нас специальные награды. Речь идет о конкурсе "Потребитель года", в рамках которого мы выбираем те предприятия и организации, которые на протяжении предыдущего года выполняли все договорные условия и регулярно оплачивали потребление электроэнергии. Финал этого конкурса – обычно торжественное, яркое и запоминающееся мероприятие, в котором наши победители и номинанты с удовольствием принимают участие.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

  • Реклама

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость