Напомним, что информация о продаже "Домоцентром" объектов прошла чуть ранее в некоторых деловых СМИ. На прошлой неделе новосибирский холдинг выразил недовольство некорректностью распространенных сведений. Свою официальную позицию по этому поводу руководство компании выразило в специальном письме. В нем, в частности, говорится: "Задачу продавать все магазины никто никогда не ставил. В случае продажи мы можем съехать или остаться в продаваемых магазинах – это вопрос арендных ставок". В холдинге заверяют, что деятельность магазинов не прекращается, в то время, как рассматриваются выгодные варианты торговли в арендованных помещениях.
Ведущий менеджер по работе с инвесторами компании "Домоцентр" Наталья Фоменко отказалась уточнить "ВД", входит ли барнаульский "Прораб" в число объектов, предназначенных для продажи, сославшись на распоряжение руководства. На сайте компании в разделе "Коммерческое предложение" пока сказано о продаже только одного магазина в Новосибирске. Это две очереди (построенная и спроектированная) гипермаркета общей площадью 17,5 тыс. кв. метров. Относительно барнаульского "Прораба" речь ведется только о возможной сдаче в аренду площадей размером 8 тыс. кв. метров.
Однако генеральный директор барнаульского гипермаркета "Формула М2" Андрей Бородкин не исключает, что "Прораб" может быть выставлен на продажу. Не отвергает такой возможности и директор по развитию девелоперской компании "Верда" (Новосибирск) Алексей Перфильев.
Стратегию замены собственных торговых площадей арендованными "Домоцентр" объясняет несколькими факторами: необходимостью снижения кредиторской задолженности, выгодными предложениями по аренде, а также сменой концепции расположения DIY-гипермаркетов, которые сейчас занимают центральные улицы. "Аренда земли дорогая, другие накладные расходы также высоки. Мы считаем, что DIY-магазины должны стоять на объездных дорогах, где небольшие накладные, а стрит-ритейл можно выгодно продать другим операторам", – объясняют в компании.
Эксперты газеты "Ваше дело" по-разному оценивают действия "Домоцентра". "Причины решения компании о выставлении части объектов на продажу, во-первых, заключаются в необходимости снижения банковской нагрузки. А во-вторых, кризис всегда выявляет наименее эффективные способы ведения бизнеса. То, что бизнес нужно сегментировать, было понятно давно. Но все занимались всем. К тому же рынок недвижимости был растущим", – говорит Алексей Перфильев. Он считает, что новосибирскому холдингу следует отделить ритейл от девелопмента, поэтому и оценивает решение "Домоцентра" как правильное. "Другой вопрос, насколько выполнимо намеченное в сегодняшней ситуации", – сомневается г-н Перфильев.
Сомнения коллеги поддерживает и Андрей Бородкин. Он считает, что решение о продаже принято с опозданием: найти покупателя на крупный несетевой объект сегодня не представляется возможным. "Сейчас нет тех игроков, которые станут тратить деньги, особенно вкладывать их в недвижимость, тем более что ценник будет завышенным, если судить по новосибирскому объекту", – полагает г-н Бородкин.
Прямая речь
Михаил Ивлев,
ведущий специалист отдела оценки бизнеса "БКС Консалтинг":
По нашей оценке, компания "Домоцентр" может запросить порядка 40 тыс. рублей за 1 кв. м. при продаже объекта в Барнауле. Такая стоимость соответствует цене торговых помещений в центральной части города под магазины площадью около 2 тыс. кв. м. Стоимость здания в промзоне Барнаула, несмотря на обилие там торговых центров, должна быть значительно меньше. Вероятность продажи такого крупного объекта по заявленной цене очень невелика. Покупатель, если таковой найдется, может вполне рассчитывать на значительный дисконт порядка 25–30% от заявленной стоимости. Но даже в таких условиях очевидно, что немногие обладают платежеспособным спросом на подобные объекты. Обороты розничной торговли и ставки аренды падают, а стоимость заемного финансирования возросла. Эти факторы делают непривлекательными инвестиции в торговую недвижимость для девелоперов. А большинству ритэйлеров такие площади не нужны.
Одна из возможных причин, побудивших "Домоцентр" заняться продажей объектов, – это высокая долговая нагрузка. С одной стороны, продажа объектов недвижимости ее снижает, с другой – уменьшает залоговую массу компании и ограничивает объем заемного финансирования в будущем. Продажа объектов недвижимости при условии падения цен на них целесообразна в случае, если себестоимость этих площадей для "Домоцентра" была низкой. Наиболее объективной причиной реализации объектов, скорее всего, выступает необходимость аккумулирования большого количества денежных средств для расчетов с контрагентами.
Самое важное - в нашем Telegram-канале