Первую попытку разработать "карту потребностей" сделали еще в 2011 году. Это был черновой вариант: тогда просто провели опрос органов местного самоуправления и на основе ответов составили списки. Вторая попытка оказалась более фундаментальной. Для создания перечня приоритетов привлекли не только чиновников разных уровней, но и местное население под руководством ученых АлтГУ, а также предпринимателей.
Константин Гордеев,
начальник отдела управления по развитию предпринимательства:
Работа по поиску перспективных направлений предпринимательской деятельности ведется на протяжении последних двух лет. Мы старались увязать наши списки с объемами рынков. Например, есть статистика о количестве детей дошкольного возраста в районе или городе — и есть мощность муниципальных учреждений дошкольного образования. При сравнении этих цифр становится очевидно, удовлетворен спрос или нет. Мы проводили исследования в два этапа: кроме того что анализировали конкурентную среду сами на основе статистических данных, привлекли через аукцион ученых АлтГУ.
Университет завершил два исследования: по видам востребованных услуг и товаров. Для этого провели масштабное анкетирование.
Ольга Мамченко,
доктор экономических наук АлтГУ, руководившая исследованием:
Мониторинг потребностей в услугах закончился в декабре 2012 года, в 2013 году мы завершили проект "Определение уровня обеспеченности населения Алтайского края товарами, работами и услугами и выявление перспективных направлений развития малого и среднего предпринимательства. Составлялись специальные анкеты. По госконтракту мы должны были опросить не менее 2,4 тыс. человек в целом по краю. Но опросили в итоге в несколько раз больше (только по Барнаулу 2 тыс. человек).
Из-за того что итоговые перечни во многом базируются именно на запросах жителей районов, в списках больше представлена сфера услуг — она ближе населению. По плану "карта" будет в дальнейшем пополняться. Сегодня же она сообщает, что одни из самых востребованных бизнесов в регионе — предприятия дорожного сервиса: общепит, мотели, автомойки, шиномонтаж. Ритуальные услуги также отмечены почти в каждом районе. На многих территориях есть нехватка предприятий из сферы туризма, частного дошкольного образования и производства стройматериалов.
Предприниматели по-разному оценивают результат работы управления.
Марина Кудрикова,
владелица нескольких бизнесов в Шипуновском районе:
Карта потребностей нужна: предприниматели на местах не всегда знают, что можно и нужно делать. У нас, например, действительно плохо развит общепит: всего три-четыре точки на 30 тыс. человек населения.
При этом предпринимательница признает, что в перечнях указаны наиболее сложные для развития виды бизнеса — для запуска кафе, например, нужно минимум 3 млн. рублей.
С ней согласен Юрий Федоренко, директор фотолаборатории "Блик" в Павловском районе. Но он указывает также на нехватку как людей с предпринимательскими способностями, так и кадров для них на селе.
Юрий Федоренко,
директор фотолаборатории "Блик" в Павловском районе:
Насчет ритуальных услуг — сомневаюсь. У нас есть несколько фирм этого профиля, и я бы не сказал, что они перегружены. Во всех остальных направлениях действительно есть потребность. Но на любой бизнес нужны средства и знания. Чтобы открыть тот же детский сад, нужно иметь какое-то отношение к этому делу. Или взять автомойки. Да, их не хватает. Но у ребят, которые у нас занимаются этим, есть проблема по набору персонала: не каждый идет на невысокую зарплату. А невысока она потому, что это сезонный бизнес, загруженность колеблется.
Светлана Колышкина,
глава Боровского сельсовета Алейского района (бывший индивидуальный предприниматель):
Предприниматели и так видят, где ниши. Проблема в том, что богатые предприниматели занимаются совсем другими вещами, а "обычные" сегодня бедноваты. Вложить надо сразу и много, а когда получишь отдачу — неизвестно. Развивать предпринимательскую деятельность в селе в принципе сложно из-за слишком низких доходов населения. У нас вот подавляющее большинство — пенсионеры. Поднимутся доходы бюджетников, и предпринимательство будет лучше развиваться.
Чтобы предприятий из числа приоритетных действительно стало больше, авторы "карты" намерены и средства господдержки распределять в их пользу. "В региональной программе поддержки малого бизнеса есть мероприятие по софинансированию муниципальных целевых программ, — говорит Константин Гордеев. — Мы ежегодно перечисляем местным администрациям на эти цели от 40 до 60 млн. рублей краевых и федеральных средств. Теперь главы муниципалитетов обязаны включать те виды деятельности, которые перечислены в карте, в свои программы. То есть часть средств будет непосредственно предназначена для развития бизнесов из приоритетного перечня".
Пока же предприниматели выбирают наиболее стабильный бизнес и имеют одно мнение на этот счет. Люся Солод, индивидуальный предприниматель из Романовского района, выражает его так: "У нас, как и везде, проще всего открывать магазин и начинать торговать".
Факт
При анкетировании многие жители разных районов высказывали потребность в услуге по избавлению от табакокурения.
Самое важное - в нашем Telegram-канале