Лилия Леер,
заместитель начальника Главного управления имущественных отношений Алтайского края:
История разграничения прав собственности на земельные участки в крае и стране началась в 2001 году, когда был принят закон о разграничении государственной собственности на землю. В тот же период был разработан порядок проведения этой процедуры. Но он был настолько сложен, что за пятилетний период действия этого закона не появилось результатов. Исключением стали федеральные земельные участки, которым уделялось особое внимание и которые технично проходили регистрацию. В связи с этим были внесены изменения в законодательство.
Отмена ФЗ № 101 "О разграничении государственной собственности на землю" от 17 июля 2001 года дала свои результаты. Были приняты совершенно иные основания для разграничения собственности. Процедура упростилась, и органы власти получили возможность регистрировать свои права на земельные участки. Поэтому, по сути, разграничение государственной собственности в Алтайском крае и России началось с
1 июля 2006 года.К чему мы пришли за этот период? Всего территория края составляет 16 млн. 899 тыс. 600 га. Права зарегистрированы на 6 млн. 648 тыс. га. Практически к разграничению прав собственности у нас подлежит еще более 10 млн. га. Работа с этими участками ведется на протяжении почти трех лет.
По законодательству к федеральной собственности у нас отнесены участки, предоставленные федеральным органам власти, их территориальным ведомствам, государственным унитарным предприятиям и другим некоммерческим организациям, созданным федеральными органами исполнительной власти. По состоянию на 1 января 2009 года в федеральной собственности на территории края зарегистрированы 2669 земельных участков общей площадью 4 млн. 638 тыс. 770 га. Но хотелось бы отметить, что в эту большую цифру входят
4 млн. 260 тыс. га, занятых лесным фондом, который не подлежит разграничению. Это порядка 27% территории региона.К краевой собственности аналогично относят те земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности субъекта РФ, а также предоставленные органом власти субъекта государственным унитарным предприятиям и некоммерческим организациям, созданным органами власти. Такие земли составляют 96 тыс. 984 га, или 2631 земельный участок, зарегистрированный в качестве региональной собственности.
К сожалению, в отличие от федеральных и краевых земель муниципальная регистрируется очень медленно. На сегодняшний день в муниципальную собственность зарегистрировано всего 22 тыс. 904 га. Здесь есть несколько проблем.
Если на процедуру регистрации региональных и федеральных земель выделялись средства, то у района и тем более у поселения финансовые возможности ограничены. Кроме того, федеральные органы власти на территории субъектов в большинстве случаев имели регистрацию прав на объекты недвижимости. И с регистрацией земель под этими объектами не возникало проблем.
У муниципалитетов же зачастую возникали проблемы по предоставлению необходимых документов. Таких, например, как кадастровый план земельного участка, документ, подтверждающий, что участок был предоставлен тому или иному органу власти, либо документ, подтверждающий право собственности на здание или сооружение. Как правило, у районных администраций таких бумаг в наличии нет. Поэтому пока зарегистрированы права на наиболее крупные и значимые объекты. Например, в Первомайском районе более 550 муниципальных объектов. На сегодняшний день зарегистрирован в муниципальную собственность всего 21 земельный участок.
ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года внес изменения в полномочия муниципальных органов власти. В связи с этим возникли и вопросы о разделе имущества между районом и поселением. С момента вступления в силу закона о местном самоуправлении и до момента введения в действие изменений в земельное законодательство по определению и распоряжению участками наблюдался полугодовой нонсенс. С одной стороны, по ФЗ № 131 заниматься распоряжением земельных участков должны были местные поселения. С другой стороны, не было четкого определения. И на территории края бушевали страсти: между районами и поселениями шел раздел полномочий по распоряжению участками.
Затем были внесены изменения в земельное законодательство, где четко было установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися в неразграниченной собственности, осуществляет муниципальный район. Но не всегда район может отследить все участки на своей территории. В таких случаях было предложено заключать соглашения между администрациями поселения и района. Но до сих пор на территории муниципальных образований остается нерешенным вопрос о разделе прав на земельные участки между районом и поселениями.
Самое важное - в нашем Telegram-канале