Экономика

Российские сенаторы обсудили в Барнауле "за" и "против" принятия закона об особых аграрных территориях

Законопроект "Об особо значимых аграрных территориях в РФ", инициатором которого является Алтайский край, еще не внесен в Госдуму. Но шансы его принятия есть, несмотря на протесты отдельных территорий. Впрочем, даже если он принят не будет, часть его положений, возможно, попробуют "имплантировать" в существующее законодательство. Об этом шла речь на выездном совещании комитета Совета Федерации РФ, прошедшем в Барнауле 15 июня.

Олег Богданов

У этого законопроекта противники есть. Но мало: из 39 регионов, приславших отзывы на подготовленный в крае документ, 29 "за". При этом восемь регионов "за" безоговорочно: они поддержали его вообще без замечаний. Возражения же касаются, главным образом одного: какие территории отнести к категории "особо значимые аграрные". Вопрос этот, к слову, до сих пор не решен.

Причины почти единодушной поддержки, в общем, понятны: законопроект должен сбалансировать господдержку производства и социального развития села (по крайне мере, так рассчитывают его авторы), чего сейчас, увы, не происходит. На развитие сельхозпроизводства направляются миллиарды, производство растет, а работников приходится завозить порой из города - отток людей из села продолжается.

Дмитрий Торопов,
директор департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза РФ:

Сельский жилищный фонд остается преимущественно неблагоустроенным, он имеет высокий процент износа. Численность сельского населения продолжает уменьшаться, а это уже главный признак того, что что-то ненормально.

И хотя поддержка селу оказывается довольно большая (по данным Дмитрия Торопова, в 2010 году только по программе "Социальное развитие села до 2013 года" российские регионы получили 26,9 млрд. рублей), поддержка эта поступает через различные ведомства и, по существу, одни направления не всегда согласованы с другими.

Иван Лоор,
председатель Алтайского краевого заксобрания:

Только самостоятельный закон позволит комплексно подойти к развитию сельских территорий, уйти от узковедомственного подхода.

Тем не менее, среди сомневающихся в необходимости принятия отдельного закона есть довольно влиятельные персоны - к примеру, замминистра экономического развития Андрей Клепач. Он, как было сказано на совещании, не уверен, что нужен отдельный закон, а считает необходимым внести коррективы в существующие. Представители ряда регионов вообще полагают: принятие такого закона может дискриминировать другие территории, не вошедшие в число особо значимых аграрных.

Иван Лоор,
председатель Алтайского краевого заксобрания:

А не дискриминация ли, когда Ханты-Мансийский округ купается в деньгах только потому, что у них есть нефтяные месторождения?

Проблема еще и в другом: принятие закона "Об особо значимых аграрных территориях в РФ" потребует и изменений большого числа нормативных актов.

Станислав Вознесенский,
замначальника отдела гражданского и природно-ресурсного законодательства правового управления Совета Федерации:

То, что предлагается в законопроекте, является концептуальным изменением самой поддержки, переход от поддержки отдельных товаропроизводителей к поддержке целый территорий. Эта точка зрения является правильной, но насколько она реализуема? Очень многое в законодательстве надо будет менять. Выскажу свое личное мнение. Может быть, не отказываться от понятия особо значимых аграрных территорий, а внести изменения в законодательство и более эффективно осуществлять поддержку?

И все же большинство участников, среди которых не только сенаторы, но и представители федеральных ведомств, высказались в целом за принятие законопроекта. Системные и хорошо продуманные вложения в такие территории как Алтайский край, по мнению ряда сенаторов, дадут быструю отдачу – ведь у нас есть условия для развития аграрного производства, и есть большие резервы роста производительности. Хотя вопросов еще много.

Сергей Белоусов,
сенатор от Алтайского края:

Возникает вопрос: любое ли сельскохозяйственное производство следует поддерживать? По мнению правового управления Аппарата Совета Федерации, ориентиром в данном направлении может быть перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

В апреле 2011 года была создана рабочая группа по доработке законопроекта, руководителем которой был назначен Геннадий Горбунов, председатель комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу.

Геннадий Горбунов,
председатель комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу:

Если мы не будем обустраивать сельские территории, мы не решим проблему кадров. В советское время специалистов распределяли, направляли, по сути, загоняли в село. Сегодня в село не загонишь. В США, Канаде на таких местах часто работают мигранты. Мы должны стремиться к тому, чтобы люди жили в деревне. Само главное – когда одним делом занимаются несколько поколений, которые передают опыт от отца к сыну. Мы будем стоят на том, чтобы этот закон был принят как самостоятельный нормативный правовой акт. Но как прагматик, как практик я скажу: это все непросто.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость