Владимир Якунин,
президент холдинга "Российские железные дороги":
"Российские железные дороги" сегодня — единственная в стране компания, которая осуществляет свое планирование с использованием сравнительного анализа межотраслевых балансов. Это, напомню, то, за что наш соотечественник Леонтьев получил Нобелевскую премию. Мы делимся своими результатами и с Минэкономразвития, и с коллегами из других системных монополий. Делаем это добросовестно и считаем, что делаем это для общего блага. Хотя, честно говоря, грустно, что именно так сегодня выглядит ситуация. Практическая реализация тезиса, очень мощно звучавшего в правительственных коридорах, о том, что государство должно максимально уйти из управления экономикой и социальной сферой, к сожалению, не работает. В силу ряда обстоятельств на протяжении уже трех лет по директиве правительства мы обязаны снижать свои издержки на 10%. Естественно, мы это можем делать только в той части своей деятельности, где все зависит от нас. Но думаю, что вы едва ли найдете еще такую компанию, где на уровне стратегических документов предусмотрено увеличение эффективности и снижение издержек ежегодно на 10%. Едва ли вы найдете и такую компанию, которая за время существования на 20% повысила энергоэффективность. На это нами выделяется 0,5% от выручки, что соответствует лучшим западным стандартам ...
...Во время недавней встречи в Кемерове президента страны с представителями энергетического комплекса зашел разговор о необходимости снижения тарифов на железнодорожные перевозки. И президентом была озвучена примерно такая фраза: "Не дело — решать проблемы одной отрасли, за счет другой — железнодорожной".
Это напрямую касается и нашего сегодня с вами разговора. Представьте себе, что замораживается заработная плата по всей России. В этом случае все находятся в одинаковых условиях. Но если замораживаются тарифы только "РЖД", замораживается индексация заработной платы только "РЖД", тогда это как минимум экономически необоснованно. И социально несправедливо.
Сейчас обсуждается общая цифра повышения стоимости проезда в пассажирских поездах. Но даже это повышение не позволит компенсировать ущерб, наносимый "заморозкой" тарифов на грузоперевозки. Потому что на самом деле это не "заморозка", а снижение тарифа. При наличии инфляции произойдет не "заморозка", а реальное снижение тарифа на уровне этой инфляции. В текущем году инфляция составила 6,6%. И если нам эту инфляцию не компенсируют, то значит, что мы уйдем вниз на эти 6,6%.
Мы со своей стороны ищем возможности, как сократить расходы, режем по живому — по эксплуатационным расходам, по капитальному ремонту и т. д. Пытаемся хоть как-то сохранить инвестиционную программу. Но в том уровне, в каком она была, сохранить инвестпрограмму уже точно не удастся.
Что касается тарифа на дальних пассажирских перевозках, то решение по этому вопросу окончательно не принято. В части дорогостоящего сегмента вы знаете, что "Федеральная пассажирская компания" не повышала тарифы. А в регулируемом сегменте в связи с решением государства повысить на 10% тариф в плацкарте мы пошли на то, чтобы сделать плавающую шкалу. Для того чтобы растянуть эту нагрузку. Потому что здесь стоимость уже достигла рыночного предмаксимума. Поэтому если и произойдут какие-то повышения, то они будут значительно меньше уровня инфляции...
...Еще меня сейчас спрашивают о том, что будет с благотворительной деятельностью "Российских железных дорог" (холдинг на постоянной основе реализует ряд крупных социальных проектов. — Прим. "ВД"). Так вот, я могу сказать, что лишь в последнюю очередь мы будем урезать что-то, что направляем на детей и стариков.
Самое важное - в нашем Telegram-канале