Жизнь

Крупный барнаульский перевозчик рассказал, какой должна быть цена проезда на маршрутке

В общественном транспорте Барнаула все чаще не хватает машин, маршруты закрываются, водители уходят в магазины и на склады. Притом не за покупками, а новой работой, более высокооплачиваемой и менее стрессовой. О том, как выживают частные перевозчики, рассказал владелец барнаульского маршрута на условии анонимности.

Деньги. Купюры.
Деньги. Купюры.
Фото: Анна Зайкова.

Туда заплати, сюда заплати

При условном долларе по 95-100 рублей, каков его фактический номинал на рынке автозапчастей, любая поломка обходится в копеечку. Причем ломается уже изношенная техника постоянно.

«У нас если автомобили называются «ГАЗель» или «ПАЗ», то все их внутренние компоненты импортные. То есть, у нас нет собственного производства, ничего нашего нет. У нас стоят американские двигатели Cummins, мы их покупаем за доллары».

По словам перевозчика, привязка к иностранным валютам это еще полбеды. Много проблем, пусть и ненамеренно, создают водители, не осознавая, что их неаккуратное обращение с транспортом дает о себе знать изо дня в день. А каждый последующий ремонт всегда дороже предыдущего:

«Да у нас поломки всегда. Водители работают не на своем транспорте, они его не жалеют. Коробки передач ремонтируем каждый месяц, потому что у нас сцепление постоянно в ходу. Один ремонт — 60 тыс. минимум».

Двигатель. Механика.
Открытые источники в Интернете

При этом доходы бизнеса ограничены. Один из маршрутов нашего собеседника очень протяженный, отчего не такой прибыльный, как у конкурентов. За день машина делает около пяти кругов, в отличие от более коротких маршрутов, где получается семь и больше. Выручка меньше, а затраты те же.

«Только на топливо уходит по 3 500 рублей в день с каждой машины. В конце 2023 года солярка стоила 58 рублей, сейчас уже 72. А мы проезд только на 10 рублей подняли. Если считать в процентах, на сколько подорожало и на сколько мы увеличили, то получится минус».

И вот тут заплати тоже

Заем. Деньги. Оплата.
unsplash.com

Также водители устроены официально, за них платят налоги, пенсионные взносы и прочее, на чем можно сэкономить, если выплачивать зарплату в конверте. Механиков, диспетчеров, арендованную площадку под ремонт, боксы для стоянки транспорта – все это надо содержать. Только на одну машину уходит 70 тыс. рублей в месяц. И не имеет значения, работала она или нет, просто за то, что она есть. Это без покупки запчастей и топлива.

В январе перевозчику пришлось защищаться перед антимонопольной службой, где потребовали объяснить повышение тарифа. Ответ он предоставил официально, руководствуясь формулами Минтранса, с расходами и доходами по всем статьям.

В итоге расчет по государственной формуле показал, что для работы в ноль необходимо повышать стоимость проезда до 67 рублей, с чем согласились в ведомстве. При этом неизвестно, от какого пассажиропотока он отталкивался в своих расчетах.

Расчеты.
открытые источники в интернете

Машины с 2022 года подорожали более чем в два раза. Если «ГАЗель» стоила около трех миллионов, то теперь все шесть. С проездом по 35–45 рублей собрать деньги на новый транспорт, как оценивает перевозчик, нереально.

При этом он не знает, появится ли у него возможность брать кредиты по доступной ставке. Нынешняя не только в сфере перевозок, но и вообще не позволяет занимать средства у банков для расширения бизнеса.

Так и получается, что из ранее закупленных автомобилей выжимают все соки:

«По идее, срок службы у машины пять лет, дальше на свалку. А мы сидушки перешиваем, двигатели капиталим».

Мотивации ноль, денег чуть меньше

Падение. График.
Unsplash.com

По словам перевозчика, сегодня он и его коллеги работают не на расширение, а поддержание текущего уровня. Как он сам оценивает, сфера уже прошла критическую отметку и скоро схлопнется.

Кадровый вопрос тоже встал ребром и уже сейчас доставляет множество проблем. Это вполне ожидаемо, когда можно пойти водителем в крупную сеть алкомаркетов и получать от 120 тыс. в месяц, при этом возвращаться домой с работы не позднее 19:00.

Собеседник, чтобы держать конкурентную зарплату в 120 тыс., привел примерную смету каждого из автомобилей. Так, на каждой машине работает по два водителя – это 240 тыс. рублей. Плюс расходы на налоги и аренду бокса в 70 тыс., о чем ранее было упомянуто. Итого каждая машина будет требовать от 310 тыс. рублей ежемесячно, не считая затрат на ремонт и новые комплектующие.

В перевозках, как говорит бизнесмен, он разочаровался уже давно. Казалось бы, почему он до сих пор занимается убыточным делом, если все это правда? Вот как он ответил:

«Я все выставлял на продажу в декабре. Ради бога, забирайте, если вдруг думаете, что тут можно заработать, с удовольствием отдам. Я лучше на завод пойду работать, мне спокойнее будет и денег больше получу, только заберите».

Маршрутки России.
novate.ru.

По его словам, представления горожан о жирующих перевозчиках далеки от реальности. Он подробно описывает расчеты «на коленке»:

«Вот «ГАЗель». У нее 18 посадочных мест, 8 стоя еще можно везти. Пускай 50 человек везем. Делаем пять кругов – это 250 человек. Каждый заплатил по 35 рублей — это примерно 10 тыс. рублей в день, давай округлим.

Умножим на 30 дней, получится 300 тыс. Отнимаем зарплату двух водителей — 160 тыс. Содержание еще 70. Остается примерно 50 на запчасти. А еще заправка, это 3 500 в день. И все, вот минус с одной машины – 35 тыс. Какие тут прибыли? Кто что считает вообще?».

По его словам, зарабатывают до 100 тыс. рублей в месяц в этой отрасли только те, у кого много машин.

А о чем вы мечтаете

Новые барнаульские автобусы.
Минтранс Алтайского края.

Он вспоминает, как осенью отказался от пригородного маршрута.

«Я написал в минтранс, что мне уже тяжело концы с концами сводить. Замену найти не смогли, так маршрут просто закрыли.

Я много лет спрашиваю, как решить вопросы, но никому ничего не надо. Зато как только что-то случится — крайний сразу перевозчик».

Молодежь в отрасль не идет. Люди не готовы вставать в 5:00 утра, работать по 14 часов и не видеть перспектив. В ближайшие 10 лет ситуация, по словам перевозчика, станет только хуже.

«Люди не понимают, что мы даже не закрываем маршрут, как положено. Машин меньше на 10–20% каждый день. В выходные минус половина от минимума. Просто некому работать».

Как сказал собеседник, он не может дождаться момента, когда краевые власти возьмут весь транспорт на себя и будут опираться на систему Москвы или Казани. Пусть весь транспорт будет муниципальным. Да, возможно, дорогим, но зато люди увидят, за что они платят.

Новые автобусы "НефАЗ".
Дмитрий Лямзин

«Мы понимаем, что ситуация тяжелая, у людей зарплаты по 45–50 тыс. Но и нам надо выживать. Проезд по 40 рублей — это ни о чем, это по всем формулам можно доказать. Надо думать о будущем, а мы живем одним днем. Люди думают, что мы тут как-нибудь справимся. Но крайняя точка уже пройдена, дальше будет только хуже. Хочется, чтобы люди поняли нашу позицию», – заключил перевозчик, мечтающий отказаться от маршрута.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость