Туда заплати, сюда заплати
При условном долларе по 95-100 рублей, каков его фактический номинал на рынке автозапчастей, любая поломка обходится в копеечку. Причем ломается уже изношенная техника постоянно.
«У нас если автомобили называются «ГАЗель» или «ПАЗ», то все их внутренние компоненты импортные. То есть, у нас нет собственного производства, ничего нашего нет. У нас стоят американские двигатели Cummins, мы их покупаем за доллары».
По словам перевозчика, привязка к иностранным валютам это еще полбеды. Много проблем, пусть и ненамеренно, создают водители, не осознавая, что их неаккуратное обращение с транспортом дает о себе знать изо дня в день. А каждый последующий ремонт всегда дороже предыдущего:
«Да у нас поломки всегда. Водители работают не на своем транспорте, они его не жалеют. Коробки передач ремонтируем каждый месяц, потому что у нас сцепление постоянно в ходу. Один ремонт — 60 тыс. минимум».

При этом доходы бизнеса ограничены. Один из маршрутов нашего собеседника очень протяженный, отчего не такой прибыльный, как у конкурентов. За день машина делает около пяти кругов, в отличие от более коротких маршрутов, где получается семь и больше. Выручка меньше, а затраты те же.
«Только на топливо уходит по 3 500 рублей в день с каждой машины. В конце 2023 года солярка стоила 58 рублей, сейчас уже 72. А мы проезд только на 10 рублей подняли. Если считать в процентах, на сколько подорожало и на сколько мы увеличили, то получится минус».
И вот тут заплати тоже

Также водители устроены официально, за них платят налоги, пенсионные взносы и прочее, на чем можно сэкономить, если выплачивать зарплату в конверте. Механиков, диспетчеров, арендованную площадку под ремонт, боксы для стоянки транспорта – все это надо содержать. Только на одну машину уходит 70 тыс. рублей в месяц. И не имеет значения, работала она или нет, просто за то, что она есть. Это без покупки запчастей и топлива.
В январе перевозчику пришлось защищаться перед антимонопольной службой, где потребовали объяснить повышение тарифа. Ответ он предоставил официально, руководствуясь формулами Минтранса, с расходами и доходами по всем статьям.
В итоге расчет по государственной формуле показал, что для работы в ноль необходимо повышать стоимость проезда до 67 рублей, с чем согласились в ведомстве. При этом неизвестно, от какого пассажиропотока он отталкивался в своих расчетах.

Машины с 2022 года подорожали более чем в два раза. Если «ГАЗель» стоила около трех миллионов, то теперь все шесть. С проездом по 35–45 рублей собрать деньги на новый транспорт, как оценивает перевозчик, нереально.
При этом он не знает, появится ли у него возможность брать кредиты по доступной ставке. Нынешняя не только в сфере перевозок, но и вообще не позволяет занимать средства у банков для расширения бизнеса.
Так и получается, что из ранее закупленных автомобилей выжимают все соки:
«По идее, срок службы у машины пять лет, дальше на свалку. А мы сидушки перешиваем, двигатели капиталим».
Мотивации ноль, денег чуть меньше

По словам перевозчика, сегодня он и его коллеги работают не на расширение, а поддержание текущего уровня. Как он сам оценивает, сфера уже прошла критическую отметку и скоро схлопнется.
Кадровый вопрос тоже встал ребром и уже сейчас доставляет множество проблем. Это вполне ожидаемо, когда можно пойти водителем в крупную сеть алкомаркетов и получать от 120 тыс. в месяц, при этом возвращаться домой с работы не позднее 19:00.
Собеседник, чтобы держать конкурентную зарплату в 120 тыс., привел примерную смету каждого из автомобилей. Так, на каждой машине работает по два водителя – это 240 тыс. рублей. Плюс расходы на налоги и аренду бокса в 70 тыс., о чем ранее было упомянуто. Итого каждая машина будет требовать от 310 тыс. рублей ежемесячно, не считая затрат на ремонт и новые комплектующие.
В перевозках, как говорит бизнесмен, он разочаровался уже давно. Казалось бы, почему он до сих пор занимается убыточным делом, если все это правда? Вот как он ответил:
«Я все выставлял на продажу в декабре. Ради бога, забирайте, если вдруг думаете, что тут можно заработать, с удовольствием отдам. Я лучше на завод пойду работать, мне спокойнее будет и денег больше получу, только заберите».

По его словам, представления горожан о жирующих перевозчиках далеки от реальности. Он подробно описывает расчеты «на коленке»:
«Вот «ГАЗель». У нее 18 посадочных мест, 8 стоя еще можно везти. Пускай 50 человек везем. Делаем пять кругов – это 250 человек. Каждый заплатил по 35 рублей — это примерно 10 тыс. рублей в день, давай округлим.
Умножим на 30 дней, получится 300 тыс. Отнимаем зарплату двух водителей — 160 тыс. Содержание еще 70. Остается примерно 50 на запчасти. А еще заправка, это 3 500 в день. И все, вот минус с одной машины – 35 тыс. Какие тут прибыли? Кто что считает вообще?».
По его словам, зарабатывают до 100 тыс. рублей в месяц в этой отрасли только те, у кого много машин.
А о чем вы мечтаете

Он вспоминает, как осенью отказался от пригородного маршрута.
«Я написал в минтранс, что мне уже тяжело концы с концами сводить. Замену найти не смогли, так маршрут просто закрыли.
Я много лет спрашиваю, как решить вопросы, но никому ничего не надо. Зато как только что-то случится — крайний сразу перевозчик».
Молодежь в отрасль не идет. Люди не готовы вставать в 5:00 утра, работать по 14 часов и не видеть перспектив. В ближайшие 10 лет ситуация, по словам перевозчика, станет только хуже.
«Люди не понимают, что мы даже не закрываем маршрут, как положено. Машин меньше на 10–20% каждый день. В выходные минус половина от минимума. Просто некому работать».
Как сказал собеседник, он не может дождаться момента, когда краевые власти возьмут весь транспорт на себя и будут опираться на систему Москвы или Казани. Пусть весь транспорт будет муниципальным. Да, возможно, дорогим, но зато люди увидят, за что они платят.

«Мы понимаем, что ситуация тяжелая, у людей зарплаты по 45–50 тыс. Но и нам надо выживать. Проезд по 40 рублей — это ни о чем, это по всем формулам можно доказать. Надо думать о будущем, а мы живем одним днем. Люди думают, что мы тут как-нибудь справимся. Но крайняя точка уже пройдена, дальше будет только хуже. Хочется, чтобы люди поняли нашу позицию», – заключил перевозчик, мечтающий отказаться от маршрута.
Самое важное - в нашем Telegram-канале