Экономика

Без пяти минут айти. Куда движется ритейл в России, обсудили на масштабной отраслевой конференции

Российская розничная торговля переживает период трансформации: от развития автоматизации и роста компетенций персонала до становления как полноценной «IT-отрасли». Об этих изменениях шла речь на конференции в рамках Первого Национального Чемпионата розничных профессий. Куда движется сфера розничной торговли и на пороге каких масштабных изменений она стоит — в материале.

Продуктовый магазин "Пятерочка".
Продуктовый магазин "Пятерочка".
Анна Зайкова

Справка:

Эта и несколько других стратегических сессий состоялись в рамках Первого Национального Чемпионата розничных профессий. Он прошел с 18 по 19 апреля в Москве и объединил профессионалов из различных регионов России.

Чемпионат проходил при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Организатором выступает Академия ритейла, а соорганизаторами — Роскачество, «Авито Работа» и «Эвотруд».

Кадры, цифра и циклы

На вопрос о стратегии развития отрасли на конференции отвечали, в частности, Сергей Леонов, CEO Альянса региональных ритейлеров «Хороший выбор», Алексей Филатов, основатель Академии ритейла, доцент МГИМО, и Дарья Ширяева, директор департамента по взаимодействию с потребительским рынком Роскачества.

Эксперты обозначили главные тренды и вызовы, с которыми сталкивается отечественный рынок. Спикеры уверены: без сильной команды и цифровых решений ритейл в будущем невозможен.

«Четыре ключевых бизнес-показателя — это количество клиентов, средний чек, операционная прибыль и чистая прибыль. Их можно выразить в цифрах, но за ними стоят люди, команды, компетенции. Ритейл — это цепочка: компетентные люди, технологии, клиент, реинвестирование в персонал. Все замыкается на человеческий капитал», — подчеркнул Сергей Леонов.

В Барнауле открылись магазины торговой сети "Магнит"
Анна Зайкова

Он отметил, что ритейл — одна из самых конкурентных отраслей в России, и именно благодаря этому бизнес здесь сумел за 27 лет выстроить процессы зачастую эффективнее, чем в Европе или США. По его словам, стратегически важной задачей становится выстраивание централизации процессов, кооперации региональных игроков и развитие собственной цифровой инфраструктуры.

Автоматизация и рост компетенций

Тема автоматизации звучала у всех спикеров как краеугольный камень изменений. «Автоматизация — не столько способ экономить на персонале, сколько путь к повышению качества работы и роста компетенций. Люди, которые работают в магазинах сегодня, те же кассиры и продавцы, — это уже другие профессионалы по сравнению с теми, кто стоял за кассой 25 лет назад», — заметил СЕО «Хорошего выбора».

По его словам, внедрение автоматизированных касс в магазинах, даже в отдаленных регионах, таких как Алтайский край, показало успешные результаты.

«У нас есть множество магазинов в Алтайском крае. И даже там 53% покупателей выбирают автоматические кассы. Пенсионеры, которых мы раньше боялись из-за этого решения потерять, вполне адаптировались. Все работает», — рассказал он.

При этом автоматизация, по мнению экспертов, не заменяет людей, а меняет их функции. Один сотрудник в магазине будущего может контролировать процессы, которые раньше выполняли пять-семь человек.

Алексей Филатов в своем выступлении был солидарен с коллегами в том, что сейчас в ритейле как раз два направления инновационного развития: активное вовлечение покупателя и роботизация процессов.

"Мария-Ра". Продуктовый магазин.
Дмитрий Лямзин.

«Основной тренд — сокращение неэффективного, ручного труда. Покупатель, как бы это ни могло тревожно для него прозвучать, становится участником процесса. Кассы самообслуживания — один из примеров. Вторая линия — роботизация. Это уже не просто автоматизация, а замена человека в физическом труде», — объяснил эксперт.

Так, ритейл движется к модели, где покупатель получает больше контроля, а бизнес — больше эффективности. Растут запросы, расширяются навыки. И, уверены эксперты, зарплатная гонка продолжится. И не только из-за дефицита (хотя без его роли тоже никак), но и благодаря тому, что компетенции сотрудников становятся все более сложными и широкими.

Ритейлеры становятся производителями

Отдельное внимание на конференции уделили развитию собственных торговых марок (СТМ). В последние годы их все больше. Дарья Ширяева из Роскачества рассказала, что СТМ сегодня — это не только способ конкуренции за цену, но и реальная альтернатива качественным товарам.

Так, спикер подчеркнула, что, по данным Роскачества, 76% исследованных СТМ-товаров получают оценку выше четырех баллов из пяти. И это уже не просто "дешевый товар", а конкурентоспособная продукция. Ритейлеры стали не только теми, кто реализует товары, но и производителями. И это требует новых стандартов качества.

"Пятерочка" пришла в Барнаул.
Олег Богданов

«И конечно, мы хотим, чтобы этот показатель стал 100%. Чтобы у всех были "пятерки", — сказала Дарья Ширяева. — Поэтому мы очень плотно взаимодействуем с бизнесом. Мне кажется, очень важно, чтобы ритейл вышел в более тесные коллаборации как отраслевые, так и с поставщиками и с такими организациями, как Роскачество. Потому что мы, например, проводя независимые аудиты, выявляем много интересных инструментов».

И повышение планки для СТМ, если взглянуть на цифры, вполне оправдано. Так, по итогам 2024 года в Роскачестве провели большое исследование — 49% опрошенных по всей стране в качестве главного критерия выбора товара среди прочих на полке стало именно качество. А погоня за самой низкой ценой, наоборот, показала спад.

Нехватка квалифицированных кадров остается болезненной темой, но подход к ее решению меняется. Речь идет уже не просто о найме персонала, а о системном подходе к обучению и повышению квалификации.

«Мы ведем большую работу по созданию единого подхода к обучению кадров. Это и стандарты, и цифровизация методик, и внедрение лучших международных и отраслевых практик. Ритейлу важно понимать, какие навыки будут востребованы завтра, и готовить сотрудников уже сегодня», — рассказала Дарья Ширяева.

В Барнауле открылись магазины торговой сети "Магнит"
Анна Зайкова

Ритейл как IT-компания

Одной из ключевых мыслей конференции стала идея о том, что современный ритейл — это уже не просто магазин. Это технологичная платформа, объединяющая логистику, аналитику, производство и клиентские сервисы. Растет технологичность отрасли, растут ожидания клиентов и компетенции.

«Сегодня ритейл — это уже как IT-компания. Мы строим логистику, управляем товарными матрицами, внедряем динамическое ценообразование, развиваем СТМ, создаем свои софты и учим людей. Это безумно интересная штука, целый мир, в котором решения дают быстрый эффект. Это и есть кайф от работы в ритейле», — резюмировал Сергей Леонов.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

При подготовке материалов используются сервисы экосистемы для бизнеса Контур

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость