Экономика

С каким настроением российские компании завершили февраль

Ситуация в экономике для малых и средних компаний по-прежнему ухудшается, однако не такими темпами, как предполагалось. Падение спроса становится проблемой для все большего количества предприятий. Таковы общие выводы февральского мониторинга, который провели "ОПОРа России" и консалтинговая компания "Бауман Инновейшн" (см. также итоги январьского мониторинга).

Микробизнес в первую очередь ощутил на себе дефицит заемных средств и проблемы с поставками товара.
Микробизнес в первую очередь ощутил на себе дефицит заемных средств и проблемы с поставками товара.
Михаил Хаустов

В сравнении с полученными в январе результатами ситуация структурно не изменилась. Однако состояние малого и среднего бизнеса в России продолжает ухудшаться. Теперь доля компаний, которые характеризуют свое состояние как хорошее (22,5%), является меньше доли тех, кто дает негативную оценку состоянию своего бизнеса (26,5%). 6% предпринимателей охарактеризовали свое положение как очень плохое.

Ситуация с предпринимательскими ожиданиями вы­глядит еще пессимистичнее: 35% компаний готовятся к ухудшению своих дел, треть компаний предполагают, что кризис не повлияет на состояние их бизнеса в ближайший месяц, а улучшений ждут 23%.

Февральский мониторинг показал, что сохраняются негативные тенденции в доступности финансовых средств. Однако для многих это уже не первоочередная проблема. На первое место выходит проблема падения спроса, растут задолженности и меняется их структура, возникает необходимость в неповышении тарифов и арендных платежей. Вместе с тем сохраняются позитивные изменения в доступности персонала и недвижимости.

Кадровая проблема для предприятий смягчается, сотрудники становятся более доступными (для 36% опрошенных). Вместе с тем найти персонал остается по-прежнему сложно примерно для 40% респондентов.

Более доступной становится недвижимость: ситуация с подбором помещений для бизнеса с января улучшилась для 29% респондентов. Правда, темпы "улучшения" ситуации по сравнению с январским мониторингом заметно упали (в январе тенденцию отмечали 40% респондентов). Вместе с тем проблемы с помещениями остаются достаточно острыми для 40% опрошенных компаний.

Наиболее серьезное ухудшение отмечается в сфере заемного финансирования. Для половины опрошенных компаний (51%) привлечь заемные финансовые средства стало сложнее, причем основная масса этих респондентов выбрала формулировку "практически невозможно" (в январе с "ухудшением ситуации" в этой сфере столкнулись 3/4 опрошенных). Для 63% респондентов выросли ставки по кредитам. В итоге четверть компаний (25%) практически не имеет доступа к заемному финансированию, еще для 45% привлечение заемных средств сопряжено с большими сложностями.

Примерно 65% респондентов отмечают значительный рост цен на продукцию и услуги поставщиков. На сегодняшний день "достаточно высокими" или "очень высокими" цены поставщиков назвали 45% респондентов, половина компаний считают цены своих контрагентов умеренными. При этом сами компании-респонденты неохотно идут на понижение цен: лишь 11% респондентов заявляют о намерении снизить расценки.

Ситуация со спросом остается неоднозначной: несмотря на то что 60% респондентов ощутили его снижение, 2/3 компаний оценивают нынешнее состояние спроса как умеренное или высокое. При этом увеличивается объем задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (это актуально почти для 40% респондентов). Падение спроса на свою продукцию как одну из трех основных проблем бизнеса отмечают 55% предпринимателей (против 45% в январе).

Почти половина респондентов признает наличие "неформальных платежей", при этом треть компаний отмечает их обременительность. 10% компаний говорят о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов. Давление со стороны криминала за тот же период ощутили на себе 3% респондентов. При этом давление на бизнес со стороны правоохранительных органов за последние два месяца усиливалось.

На высоком уровне остается активность рейдеров: 20% опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последние два месяца и отмечают, что они участились.

Большая часть опрошенных предпринимателей отмечают падение объемов продаж и снижение рентабельности. Вместе с тем на сокращение зарплат и персонала решается менее трети респондентов (27% в обоих случаях). Треть компаний (34%) идет на повышение цен.

Около 30% респондентов имеют задолженности: чаще – перед поставщиками (63%), по зарплате – 14% в общей выборке (против январских 10%). Объем задолженностей растет. В структуре задолженностей все больше неуплаченных налогов (42%) и арендных платежей (45%) – соответственно в январе – 29% и 32%.

Более половины респондентов (57% ) приоритетной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Часть компаний планирует проявить "гибкость": изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (25% и 17% соответственно). Такие "непопулярные" меры, как снижение зарплат, сокращение персонала или уменьшение объемов выпуска, планируют 16%, 12% и 8% соответственно. Лишь 11% компаний планируют пойти на снижение цен. 30% предприятий хотят привлечь заемные средства для поддержания или развития своего бизнеса (против 23% в январе).

Малый и средний бизнес ждет от правительства целевых антикризисных мер. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать налоговые "каникулы" (45%), "замораживание" тарифов (40%) и развитие кредитования (34%). Все более популярными становятся ожидания предпринимателей, связанные со снижением ставок на аренду государственного и муниципального имущества (28%), а также повышением доступности госзаказа (27%).

Виктор Климов,
исполнительный директор "ОПОРы России":

Те же антикризисные меры малый бизнес ожидал и в январе. Это еще раз подтверждает их актуальность. А значит, действия правительства именно по этим направлениям должны быть первоочередными.

В чем суть мониторинга

Мониторинг "ОПОРы России" и "Бауман Инновейшн" – это проект, в рамках которого отслеживаются изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), и реакцию компаний на эти изменения. На протяжении 2009 года руководители 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России будут ежемесячно отвечать на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности.

"ОПОРа России" – общественная организация малого и среднего предпринимательства. Основными задачами заявлены: защита прав и интересов предпринимателей в их спорах с властью и бюрократическим аппаратом; борьба с коррупцией и т. д.

"Бауман Инновейшн" – компания, специализирующаяся на выработке программ в области конкурентоспособности и экономического развития. Ее клиентами в России являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также частные компании, международные организации, профессиональные и бизнес-ассоциации.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость