Пролонгирование соглашения о стабилизации цен было подписано 31 января на федеральном уровне крупными розничными сетями и производителями, такими как «Ашан», «Metro cash & carry», «Лента», «X5 Retail Group», «Магнит» и другие, и его действие продлено до 1 мая 2008 года.
Однако, несмотря на это, 12 марта министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев официально выступил с предложением ограничить торговую наценку на хлеб, молоко, мясо и куриное яйцо в 10–12 % уже на постоянной основе. По счастью, у Гордеева нашелся в правительстве сильный оппонент – глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина. Ее возражения сводились к тому, что подобные меры – это уже не социально ориентированная политика, а сознательное давление на частный бизнес всех уровней. А именно он сейчас дает работу миллионам россиян.
Спор двух министров отложен до конца марта, и его исход пока ни для кого не очевиден. Однако компаниям, и торговым и производственным, уже сейчас надо разработать стратегии, которые помогут им удержаться на плаву при столь серьезном административном шторме.
Позиция администрации Алтайского края по этому вопросу более или менее определена. Исполнительная власть намерена выполнять все указания федерального центра, но при этом старается смягчить удар для региональных предприятий. Вопрос увеличения количества товаров местных производителей в барнаульских магазинах обсуждается в СМИ с конца прошлого года и до сих пор. Губернатор Алтайского края Александр Карлин неоднократно поднимал эту тему в ходе совещаний, предлагая увеличить долю товаров местных производителей до 50 %.
И вот тут возникает один существенный момент. Очевидно, что алтайской розничной торговле надо одновременно решить две задачи: увеличить присутствие местных товаров на полках и обеспечить невысокие цены на полках продаваемых товаров. И вот тут нужно крайне внимательно отнестись к ассортименту и досконально изучить, по каким ценам люди готовы покупать товары.
Это достижимо при условии регулярного проведения ценовых мониторингов по городу. Этой методикой пользуется одна из крупнейших российских розничных сетей «Лента». О такой методике журналисту газеты «Свободный курс» рассказала директор по маркетингу компании «Лента» Наталья Ардонская:
– Обычно мы проводим ценовые исследования по 300 товарам основной потребительской корзины, в 4 крупноформатных и популярных магазинах города. Традиционно в потребительскую корзину входят базовые продукты ежедневного спроса: алкогольные и безалкогольные напитки, кофе, чай, бакалея, консервы, бытовая химия, косметика, детское питание, молочные продукты, колбасы, сосиски, мясо, рыба, птица. По результатам последнего, февральского мониторинга в Барнауле в Ленте дешевле 83% товаров исследуемой потребительской корзины. Идентичная потребительская корзина в Ленте дешевле по сравнению с первым магазином на 5 %, вторым магазином на 18 % и третьим и четвертым магазинами на 15 %.
Таким образом, барнаулец сможет, потратив в «Ленте» 1000 рублей, сэкономить до 180 рублей по сравнению с другими продуктовыми магазинами. Это вполне достаточное основание считать ценовой мониторинг более чем эффективной методикой ценообразования для конечного потребителя.
Самое важное - в нашем Telegram-канале