Справка:
«Открытая промышленность» — федеральный проект Агентства стратегических инициатив (АСИ), в котором предприятия открывают двери для всех желающих, показывают производство и наглядно демонстрируют, что работать в промышленности интересно, престижно и круто.
В Алтайском крае он реализуется с 2023 года по инициативе Союза промышленников Алтайского края.
В четвертом сезоне проекта от Алтайского края участвуют 13 предприятий: первопроходцы прошлого сезона — АЗПИ, «Тонар» и Алтайский шинный комбинат, а также новички — «Ренессанс косметик», Барнаульский завод механических прессов, ИП Трубникова А.А. (ТМ «АЛЬКОН»), Барнаульский станкостроительный завод, «АлтайКокс», Барнаульский завод АТИ, «Сибэнергомаш — БКЗ», АПЗ «Ротор», «Мартика» и холдинг «Алтайлес».
В этот раз, обкатывая экскурсионный маршрут, гостей пригласил «Ренессанс косметик» — один из самых крупных производителей бытовой химии и косметики в России.
От гаража до 15 тысяч квадратов
Открыла двери предприятия для нас Юлия Мелешина, начальник отдела контроля качества. С богатым опытом экскурсий за плечами (на «Ренессанс» и до «Открытой промышленности» с завидной регулярностью водили группы), она знает на заводе каждый уголок и каждое лицо.

В первую очередь проводник повела нас, однако, не к станкам. Обычно экскурсию начинают сразу с цеха, но в «Ренессанс косметик» рассудили иначе: завели группу на склад. Так с порога виден масштаб производства — высокие стеллажи упираются в потолок, доверху наполненные коробками, а территория настолько большая, что ряды здесь зовут улицами.
«Сейчас мы пересмотрели маршрут экскурсии, сделали его более безопасным, — говорит Юлия Мелешина. — И ничуть не жалеем, что выбрали отправной точкой склад. Только его площадь составляет 10 тыс. кв. м, в то время как общая площадь предприятия — 15 тыс. кв. м. Сегодня у нас трудится порядка 250 человек».
Пока восхищаемся габаритами, экскурсовод слегка погружает нас в историю. Говорит о периоде лихих девяностых, когда практически все пути были открыты. Тогда на месте пышущего жизнью завода находился пустырь, а основатель компании Виктор Косихин, много путешествуя по Европе, черпал идеи и в итоге загорелся желанием открыть собственное предприятие.
«У Виктора Павловича тогда был друг-поляк, который держал в личном гараже маленькое производство мыла. Он предложил этому другу попробовать расширяться, и тот согласился. С этой сделки в гараже и началась история завода», — рассказывает Юлия Мелешина.
Инициатива не наказуема
Миновав огромный склад, наконец попадаем в цеха. Первым видим так называемый цех белой косметики — в нем изготавливают парфюмерно-косметическую продукцию и средства личной гигиены. Этот цех работает только по заказу, а не целыми днями.
Смотрим на станки через стекло — производство находится в отдельном закрытом помещении, так как должно быть максимально стерильным.
«С чистотой здесь строго. Работникам даже нельзя войти сюда в той одежде, в которой приехали. Они переодеваются перед тем, как зайти, переодеваются, если им нужно отлучиться. И потом переодеваются, когда снова возвращаются. Поэтому гости могут посмотреть только сквозь окно», — объясняет правила экскурсовод.
Следующий наш пункт — цех агрессии. И нет, тут ничего общего с комнатой ярости. Агрессивными являются производимые здесь вещества бытовой химии. Именно в этом цехе бутылкам для чистящих гелей и прочих «помощников хозяйки» придают конечный вид, надевают на них крышечки и крепят этикетки. Стройные ряды емкостей мчатся по линиям, отправляются в коробки и готовятся к отправке.
За браком следят строго. Если хоть с одной бутылочкой что-то будет не так — партию могут отправить делать заново.
На выходе из цеха видим большой стенд с доской почета и актуальной информацией о жизни компании. Показывая на фото сотрудников, Юлия Мелешина рассказывает об особой корпоративной культуре «Ренессанс косметик».
Так, на предприятии организовали даже отдел мотивации, который смотрит на работу сотрудников и вычисляет KPI — ключевые показатели эффективности. Эта многоуровневая система в компании складывается таким образом, что чем более производительно трудится человек, тем больше стимулов и поощрений (в том числе финансовых) получает.
«У нас инициатива не наказуема, — говорит Юлия Мелешина. — Каждый наш сотрудник может вносить предложения по поводу того, как улучшить рабочее место и какие новшества можно ввести для более качественной и быстрой работы. Также у нас действует Совет старейшин, в который входят самые уважаемые сотрудники. Они регулярно беседуют с директором и в живом диалоге обсуждают текущие вопросы и проблемы на производстве».
Попробуй закрути
Из цеха агрессии направляемся в «розлив» — тут нашего проводника на время подменяет начальник цеха варки Владимир Юсупов, который на предприятии трудится уже 16 лет. Он знает все о каждом чане и вспоминает, какой длинный путь проделал завод с первых лет — сейчас многие процессы отлажены и автоматизированы.
Но и об истоках не забывают: тут же висит фотография первого смесителя. Того самого, из гаража поляка, с которого все началось.
Линии розлива когда-то были ручные. Труд человека важен до сих пор — например, прикручивают крышки здесь все еще живые люди, а не роботы.
На одной из таких линий нас за ярким жидким мылом встречает Виктория, которая в компании с самого основания — уже 25 лет. На гостей смотрит с радушной улыбкой, предлагает вместе с ней попробовать позакручивать крышки. Ловкость здесь, оказывается, нужна немаленькая — сразу даже не получается.
Кстати, линии здесь ласково зовут по названиям городов и стран, где их приобрели. «Вот здесь у нас стоит Москва, а сюда мы купили Болгарию» — так нам показывает их Юлия Мелешина, рассказывая о чудесах автоматизации. Подводит нас к гордости цеха — линии «Тайвань»:
«Это самая крупная линия. Смотрите, огромная и извилистая, как змея. Этот гигант у нас наиболее производительный — может выдавать до 47 тыс. единиц продукции в день», — делится экскурсовод.

«Чтобы весной пахло»
Один из самых зрелищных этапов маршрута — цех пластмасс. Здесь мы видим, как из желтых «колбасок» выдувают знакомые желтые бутылки, а из толстеньких «колбочек»-преформ — привычные взгляду флаконы.
Брак и обрезки, которые остаются после получения готовой бутылки, отправляют в дробилку, а оттуда — на повторное использование.
Финальный и долгожданный момент наступает, когда мы попадаем в лабораторию, где наш экскурсовод проводит мастер-класс по изготовлению жидкого мыла. Конечно, мы тут ничего не варим, но самое красивое — внесение красителя и добавление отдушки (запаха) — делаем сами. В любых сочетаниях.
Пока вместе дружно намешиваем нужные цвета и ароматы, Юлия Мелешина рассказывает, как в компании выбирают цвет и запах для будущей партии:
«Мы получаем техзадание от заказчика. Иногда все предельно ясно, но порой случаются настоящие вызовы. Придут, например, к нам и попросят: "Цвет хотим, как у молодых ландышей, и чтобы аромат был такой, будто весной пахнет". И это реальные случаи! Наши специалисты затем расчехляют все свои тысячи образцов, тщательно подбирают ингредиенты и готовят на пробу несколько образцов. Чтобы было похоже на эти ландыши. Потом согласовываем. Заказчику может, например, понравиться цвет у одного, запах — у другого, у третьего — себестоимость. Тогда начинается новый круг головоломки, как бы сделать так, чтобы удовлетворить все пожелания».
Лично намешанное и разлитое по бутылочкам мыло, конечно, забираем с собой на память. И ничего, что аквамариновый синий пахнет земляникой — зато нравится.
Все вопросы по проекту можно задать руководителю Региональной команды «Открытая промышленность 4.0» Епихиной Наталье. Телефон: 89231604738.
Самое важное - в нашем Telegram-канале