Экономика

У банков отсутствует механизм помощи промпредприятиям

О работе компании "Алтайвагон" в ситуации финансово-экономического кризиса рассказал главный инженер предприятия Сергей Морозов на заседании экономического совета Алтайского края. Газета "Ваше дело" приводит его выступление в сокращенном варианте.

Транспортное машиностроение в наибольшей степени подвержено влиянию финансово-экономического кризиса. До сентября 2008 года работа предприятия с заказчиками строилась по принципу получения предоплаты и окончательному расчету при отгрузке готовой продукции. "Алтайвагон" на протяжении ряда лет реализует инвестиционные проекты (общая стоимость более 4 млрд. рублей), требующие привлечения дополнительных внешних источников финансирования. Суммы, привлеченные компанией, сегодня значительны – около 2 млрд. рублей, и возникшие на финансово-кредитном рынке страны проблемы дестабилизируют финансово-хозяйственную деятельность предприятия. 

Начиная с октября 2008 года было отмечено резкое сокращение выпуска вагонов, а с декабря производство практически полностью остановлено. Это прежде всего связано с падением платежеспособного спроса у основных покупателей железнодорожных вагонов – крупных транспортных компаний-перевозчиков. Каждый месяц простоя производства обходится предприятию в сумму около 100 млн. руб. Сумма ежемесячных перечислений на обслуживание действующих кредитных линий уже в феврале текущего года сравнялась с месячным фондом оплаты труда. 

На предприятии в ноябре 2008 года была создана антикризисная комиссия. Ежедневно рассматриваются текущие проблемные вопросы и разрабатываются возможные варианты выхода из сложившегося тяжелого положения. Разработана антикризисная программа, включающая меры внутреннего и внешнего характера. В результате в IV квартале 2008 года сокращение внутренних издержек составило 128 млн. рублей. 

Основные направления мер внутреннего характера – перевод персонала на неполную рабочую неделю, вынужденные простои, использование энергосберегающих режимов, снижение расходов на ГСМ, связь, материалы, сокращение расходов по всем видам ремонтов и содержания основных средств. Кроме того, были пересмотрены инвестиционные планы. Заморожены инвестиции, связанные с обновлением основных фондов в размере начисляемой амортизации. Проекты, которые не принесут дохода в ближайшие три года, приостановлены. В то же время компания продолжает реализацию ранее начатых инвестиционных проектов, таких как колесный цех, испытательный центр. 

Среди основных мероприятий по стимулированию спроса на продукцию, диверсификации производства и пересмотра ассортиментной политики можно особо отметить следующие. Это снижение цен на все выпускаемые модели вагонов на 40%, увеличение продаж по запасным частям собственного изготовления на 20%, возобновление всех видов ремонтов железнодорожных вагонов, разработка новых моделей вагонов с более высокими качественными характеристиками и более высокой доходностью для перевозчиков,организация совместного со Швейцарией производства по изготовлению тележки модели Y-25 с нагрузкой на ось 23,5 тонны для железнодорожной колеи 1435 мм. 

Благодаря совместной с администрацией края работе уже в декабре 2008 года на основании решения, принятого на уровне заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина, заводом были подписаны договоры поставок новых железнодорожных вагонов с транспортными компаниями-операторами под представляемые им долгосрочные льготные кредиты. Речь идет о 11 250 вагонах на общую сумму 17 млрд. рублей. Но, к сожалению, по состоянию на 16 февраля реальных шагов по финансированию операторских компаний со стороны федеральных структур не было.

Параллельно с этим для обеспечения производства необходимыми оборотными средствами под заключенные контракты предприятием в январе–феврале осуществлялись попытки привлечения льготных кредитных ресурсов. В декабре губернатор письменно обратился в адрес министра финансов РФ Кудрина с просьбой оказать содействие заводу в получении льготного долгосрочного кредита. 

Уполномоченные государством банки, получившие бюджетные средства на поддержку экономики страны, за неимением конкретного механизма расходования данных средств заводу в этот период никакой конкретной помощи не оказали. Предприятие было вынуждено для исполнения своих текущих обязательств привлекать дорогие кредиты под залог собственного имущества и личное поручительство. 

Совместными усилиями в этот короткий период времени удалось добиться некоторых результатов. На предприятии "Алтайвагон" полностью сохранен работоспособный высококвалифицированный коллектив. Нами разработан новый бизнес-проект – "Организация железнодорожных грузоперевозок", – который заключается в организации перевозок энергетических углей по территории России, стран СНГ и Европы. Он позволяет возместить в процессе перевозок стоимость вагонов, обеспечивает безубыточную загрузку производственных мощностей завода. Общая стоимость проекта – 5 млрд. рублей. На первом этапе в 2009 году требуется привлечение заемных средств на сумму 1 млрд. рублей. Проект сегодня согласовывается с банками. Мы просим администрацию края придать ему статус важного регионального антикризисного проекта и включить его в краевую инвестиционную программу. 

Выражаем признательность губернатору Алтайского края за подписание обращения в адреса министра промышленности и торговли РФ Христенко и председателя госкорпорации "Внешэкономбанк" Дмитриева в поддержку просьб предприятия, а именно: 

– ускорение финансирования определенных правительством транспортных компаний-операторов, которые в рамках уже подписанных контрактов будут осуществлять закупку вагонов у "Алтайвагона"; 

– фиксация цен на металл и комплектующие изделия для производства вагонов пропорционально снижению цен на подвижной состав; 

– реструктуризация действующего кредитного портфеля предприятия с продлением сроков гашения займов как минимум до пяти лет; 

– привлечение дополнительных льготных кредитных средств на сумму 1,5 млрд. рублей, необходимых для формирования оборотного капитала; 

– субсидирование из федерального бюджета части банковской процентной ставки по кредитам, привлеченным заводом на пополнение оборотных средств; 

– ускорение возврата НДС на сумму 275 млн. рублей, заявленного к возмещению из федерального бюджета в декларации по НДС за IV квартал 2008 года; 

– включение в перечень технологического оборудования, ввоз которого на таможенную территорию РФ освобожден от налогообложения, автоматической линии по изготовлению колесных пар, аналогов которой в России не производится. 

Считаем, что в результате реализации всех вышеперечисленных антикризисных мероприятий уже во II квартале этого года нормальная производственная деятельность завода может быть восстановлена. Рост объемов выпуска на нашем предприятии приведет к дозагрузке производств и на других предприятиях края: "Барнаульский вагоноремонтный завод", "Алтайский моторный завод", "Завод кузнечно-прессового оборудования", "Алтайский завод агрегатов", рубцовский филиал "Алтайвагона".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость