Юрий Камаев,
адвокат:
Сложившийся в России феномен уклонения от уплаты налогов и сборов заставляет правоустроителей постоянно изыскивать все более изощренные нормы правового воздействия. Основными достижениями в этой части можно считать совершенствование процедур налогового администрирования и существенное сокращение перечня прав милиции в сфере налоговых правоотношений.
Однако эти меры не сняли напряженности. Это чувствовали как "верхи", требовавшие прекратить "налоговый террор" и перестать "кошмарить" бизнес, так и "низы", вынужденные "минимизировать" налоговую нагрузку. Создавшаяся обстановка подвигла законодателей принять 29 декабря 2009 года ФЗ
№ 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ". Указанный закон вступил в силу, за небольшим исключением, с 1 января 2010 года. Что он несет за собой?1. Закон поднял порог уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Так, теперь первая ступень уголовного преследования для физических лиц определена законодателем в сумме налогов и сборов, составляющих за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. рублей (в предыдущей редакции УК — 100 тыс. рублей), при условии, что доля неуплачнных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1,8 млн. рублей (ранее — 300 тыс. рублей).
Для субъектов уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации порог уголовного преследования определен по
ч. 1 ст. 199 УК РФ (крупный размер) в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. рублей (ранее — 500 тыс. рублей) при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 6 млн. рублей (было — 1,5 млн. рублей).Таким образом, повысив в шесть раз(!) квалификационный порог уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в крупном размере, законодатель декриминализировал (вывел из-под УК РФ, "отвел от тюрьмы") случаи уклонения от уплаты налогов и сборов на значительные суммы. Вызвано это тем, что существовавшие количественные показатели сумм неуплаченных налогов и сборов были установлены еще шесть лет назад и с тех пор не пересматривались. В результате, отстав от реального уровня развития социально-экономических отношений, такие суммы уже не являлись адекватной оценкой уровня степени опасности данных деяний. Представляется, что повышенные пороги уголовной ответственности за налоговые преступления введены для того, чтобы уголовному преследованию подвергались только те лица, которые умышленно принесли значительный ущерб бюджету. Для других же "уклонистов" повышение порогов является значительным послаблением, так как ответственность по НК РФ не чета ответственности уголовной.
2. Закон ввел в УК РФ и УПК РФ нормы, освобождающие от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступное уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Теперь такие лица подлежат освобождению от уголовной ответственности при условии, если они полностью уплатят суммы недоимки, пени и штрафа, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом. Данной нормой носители власти заявили о том, что государство, решая вопрос о привлечении к юридической ответственности, заинтересовано не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков было привлечено к уголовной ответственности и "село в тюрьму", а в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков сознательно исполняли свои обязанности, а в случаях когда налоговое правонарушение все-таки произошло, лицо, его допустившее, компенсировало государству все потери. Далее в этой части комментарии излишни: платите, господа, хоть своевременно, хоть принужденно-запоздало, и будете спать спокойно на свободе.
3. Но и этого мало, посчитали законодатели и запретили заключение под стражу в качестве меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений. Давно ожидаемая обществом мера, ускоренная общественным резонансом от смерти в СИЗО юриста Магнитского. Теперь правоохранители утратили средство "пыточного" воздействия на налогоплательщиков, а последние получили возможность состязаться с правоохранителями в цивилизованных условиях четырех оставшихся для них мер пресечения: подписки о невыезде, личного поручительства, залога и домашнего ареста.
4. И уж чтобы совсем уважить налогоплательщиков, правоустроители передали с 1 января 2011 года расследование налоговых преступлений от следователей ОВД следователям СКП. Изменение в третий раз(!) подследственности таких дел, конечно, негативно сказывается на стабильности, компетентности и результативности работы правоохранительных органов. Однако в этот раз изменение вызвано не очередной перестройкой системы, а необходимостью разрыва "укоренившейся" связи оперативного аппарата и следствия органов МВД, негативно влиявшей, по мнению законодателей, на соблюдение законности. Через год за органами МВД останется только оперативно-розыскная деятельность в налоговой сфере, а следствие по налоговым делам отойдет к профессионалам СКП. Правильный подход, но мне кажется, что политики неосторожно поместили дойное стадо в целях его сохранения как бы между двумя стаями волков. Последствия этого в России очевидны и предсказуемы.
Заканчивая свой комментарий, хочу заметить, что культура налоговых отношений в нашем de facto потешно-потребительском обществе зависит не только от разумных законов, но и нравственности, сложившейся в обществе.
Кто не согласен с последним, может возразить.
Самое важное - в нашем Telegram-канале