Как ехать
Впервые о кольцевом туре "Алтай – золотые горы" заговорили в 2002-м, но в последний год его подготовка шла особенно интенсивно. Как рассказал Виктор Безрученков, председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственного собрания Эл-Курултай (Республика Алтай), этим летом в первую экспедицию отправятся представители власти и турбизнеса – им предстоит оценить гостиницы, продолжительность и удобство переездов, экскурсионные программы – одним словом, отработать маршрут. После того как это произойдет, знакомиться с Большим Алтаем смогут и туристы.
В самом общем виде для туристов, отправляющихся из краевой столицы, маршрут будет выглядеть так: Барнаул - Республика Алтай - Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки Монголии - Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая - Восточный Казахстан – Алтайский край.
На путешествие по Алтаю уйдет 20-22 дня, в каждой стране туристы проведут от трех до пяти дней. Сейчас приграничные территории определяют конкретную программу маршрута в своих границах, что можно показать гостям, где их разместить и т. д.
Что смотреть
Предполагается, что в Алтайском крае туристам, путешествующим по "кольцу", предложат посмотреть Белокуриху и "Бирюзовую Катунь". На пути из Казахстана в Барнаул их будет ждать знакомство с Горной Колыванью.
В Республике Алтай туристы увидят легендарный Чуйский тракт, Горно-Алтайск, озеро Манжерок, Чемальский район, катунский остров Патмос и урочище Калбак-Таш, где сохранились древние наскальные рисунки-петроглифы. По словам Сергея Зяблицкого, директора туркомплекса "Манжерок", неплохо было бы показать гостям и ледник Ак-Тру, но из-за плохих дорог эти планы пока под вопросом.
В Монголию путешественники попадут через Ташанту. На территории Баян-Ульгийского аймака масса исторических памятников с каменными изваяниями и наскальными рисунками, а в центре Ховдского аймака находится старая маньчжурская крепость.
В Китае запланировано посещение горного озера Канас, известного легендами о чудовищах, которые якобы в нем живут. Еще одна достопримечательность приграничного Китая – город Урумчи. Ну а на казахской стороне Алтая можно будет посмотреть на Бухтарминское водохранилище и посетить Усть-Каменогорск и его окрестности.
Некоторые любят погорячее
В перспективе обычный автобусный тур может быть трансформирован в экстремальные программы. Так, планируется еще три разновидности "кольца":
- путешествие на джипах, причем из-за неважных дорог в некоторых районах ряд экспертов склонны считать такой вариант тура наиболее скоро осуществимым;
- альпинистский маршрут с покорением четырех вершин, в том числе и Белухи, на территории России, Монголии, Китая и Казахстана;
- рафтинг по четырем рекам Большого Алтая. В таком путешествии туристам предложат сплавы по Чуе и Катуни, Черной или Белое Убе (Казахстан), Канас (Китай) и одной из рек в Монголии.
Потребуются визы
Подготовка маршрута связана с рядом сложностей, причем некоторые из них на региональном уровне не решишь. Так, например, на стыке Китая и Монголии, в местечке Такишекент, отсутствует международный пропускной пункт. Однако, как сообщил Виктор Безрученков, МИД России уже подтвердил разрешение этого маршрута третьими странами, что и позволит организовать первую экспедицию.
Туристам нужно быть готовым и к оформлению виз в Китай и Монголию. Помогать решать эти вопросы будут туристические компании.
Комментарии
Елена Шушакова, директор туристической фирмы "Хорст-тур":
- Я считаю, что "кольцо" можно начинать в любом месте, где пожелает человек, и в любом месте оно может быть прервано. На каждую страну отводится около четырех дней, но очевидно, что Монголия потребует больше времени – расстояния в этой стране значительные. Да и в нашем Горном Алтае достопримечательностей очень много.
В каждой стране должно быть хотя бы недельное пребывание, и наша задача - предложить настолько увлекательный маршрут, чтобы люди были готовы потратить на путешествие больше 20 дней. Обязательны этнографические составляющие маршрута: скажем, в Алтайском крае – знакомство с русской культурой, в Республике Алтай – с алтайской и т. д.
В августе этого года группа наших туристов отправится в путешествие по "кольцу", но, правда, пока обойдемся без посещения Монголии.
Сергей Зяблицкий, директор туркомплекса "Манжерок", президент объединения туроператоров "Алтайское туристское соглашение":
- Маршрут будет пользоваться спросом, хотя назвать его дешевым нельзя. Группу туристов на протяжении всего путешествия станет сопровождать гид, в компетенции которого будет решение организационных вопросов. По прибытии в ту или иную страну добавится еще и местный гид – он проведет экскурсии, покажет достопримечательности.
На мой взгляд, маршрут еще не готов к эксплуатации, так как, например, в Республике Алтай за Семинским перевалом нет гостиниц туристского уровня, в которых могли бы останавливаться путешественники. В Монголии та же проблема: отсутствуют отели уровня хотя бы "две звезды" , плюс к этому в стране далеко не везде есть дороги с асфальтовым покрытием. По моему мнению, пройдет не меньше двух лет, прежде чем по маршруту "Алтай – золотые горы" начнут регулярно путешествовать туристические группы.
Цена тура
По подсчетам одной из туроператорских компаний Барнаула, за путешествие по маршруту "Алтай – золотые горы" туристы будут платить 12-14 тысяч долларов. Сергей Зяблицкий предполагает, что цена путевки составит 2300-2500 евро за 22 дня.
Туризм на Алтае: сценарии развития
"В Алтайском крае нужно развивать небанальные виды отдыха. "Горнолыжка" и туристические кемпинги есть везде, поэтому региону нужно искать свою "изюминку", - уверен Владимир Кузнецов, специалист компании "РОЭЛ Консалтинг"*. В своем выступлении на научно-практической конференции по проблемам развития туризма на Алтае, состоявшейся на минувшей неделе, он обозначил возможные сценарии развития туристской отрасли в регионе.
По словам Владимира Кузнецова, "в Сибири всего два региона, демонстрирующих устойчивый рост туристского рынка, - Байкал и Алтай". В ближайшие годы Алтай сможет занять 30-40% туристского рынка Сибири, однако уже к началу следующего десятилетия этот рост, скорее всего, прекратится. После возможны два пути развития: либо стагнация, либо Алтай выйдет на международный рынок и начнет его завоевывать. Безусловно, потребуются значительные средства на раскрутку бренда: "Бренд стоит несколько миллионов долларов, и вкладывать в него деньги есть смысл только в том случае, если регион заинтересован в большом потоке иностранных туристов, - сказал Владимир Кузнецов. – Чтобы привлечь их, потребуется и открытие отелей известных мировых цепочек в регионе. Кроме того, нужно уже сейчас задумываться о том, какие "фишки" будут у Алтая и как они станут действовать в условиях, когда рынок перестанет расти". На Алтае можно развивать инфраструктуру сельского гостеприимства, как, например, в Карелии, расширять оздоровительную базу (одной Белокурихи может оказаться недостаточно), позиционировать регион как подходящий для детско-юношеского туризма и корпоративного отдыха.
Слабые стороны туристской отрасли на Алтае заключаются в том, что 70% туристского рынка Алтая занимают "серые" фирмы, отстает от потребностей бизнеса система подготовки кадров, сельское хозяйство слабо интегрировано в туризм. По мнению Владимира Кузнецова, туристов нужно привлекать и местной кухней, и необычными сувенирами. Легализовать же рынок способна помочь грамотная налоговая политика, которая даст возможность бизнесу "прорасти" и одновременно выведет его в правовое поле.
* "РОЭЛ Консалтинг" занимается разработкой стратегии развития Алтайского края.
Самое важное - в нашем Telegram-канале