С самого рождения жизнь Альберта (а именно это имя было дано Борисову при рождении) была полна испытаний. Сначала в роддоме вместо него родителям вручили чужого ребёнка. И только после слёз и долгих уговоров маме всё же вернули сына. И это был не единственный случай, когда его место занимали другие - и на сцене, и в кино...
Может, я на самом деле - не я?
8 ноября 1929 года в Приволжске Ивановской области в семье директора сельхозтехникума Ивана Борисова и агронома Надежды Андреевны родился мальчик. "Из разговоров помню: родители пришли забирать меня из больницы, а им дают не меня, - писал он много лет спустя. - Они приходят домой, разворачивают - мать честная, это же девочка! Они бегом обратно в больницу". В те времена никто не производил генетических экспертиз, и полной уверенности в том, что наречённый Альбертом мальчик является родным сыном, у родителей не было. Впрочем, к этому факту актёр относился с юмором... В детстве все называли его Аликом, а Олегом он стал только поступив в школу-студию МХАТ, хотя по паспорту остался Альбертом.
Его детство прошло в приволжской деревне. Жили бедно, в школу мальчик ходил редко, вместе с друзьями таскал с огородов огурцы, дрался "за правое дело". Приходилось и подрабатывать, чтобы помочь семье. Вот откуда у Борисова навыки разных ремесел - умел лудить, паять, столярничал, и даже знал парикмахерское ремесло.
Гордых у нас не любят
После окончания Школы-студии МХАТ в 1951 году Борисова "распределили" в Киев, в Театр имени Леси Украинки. Прослужив в Русской драме 13 лет, в начале 60-х актёр был уволен за прогул. Дело в том, что Минкульт отправил Борисова в составе делегации в Польшу - представлять фильм "За двумя зайцами". А с руководством театра командировку восходящей звезды кинематографа никто не согласовал... Когда во всем разобрались, актёра просили вернуться. Но он обиделся - и уехал в Москву.
В своём дневнике он назвал самым значительным и самым мучительным периодом в жизни 19-летие в БДТ у Георгия Товстоногова. Там Борисов оказался своеобразным "заместителем" Кирилла Лаврова. К примеру, Борисову как-то пришлось срочно выучить 60 страниц текста, чтобы заменить заболевшего артиста, а потом ему больше не дали играть в этом спектакле.
Во МХАТе Олег Борисов выдержал всего четыре сезона. Когда труппа разделилась, он остался с Олегом Ефремовым, который его, собственно и пригласил в театр. Не разделяя творческих и некоторых моральных принципов Ефремова, страдал, но держался. А когда понял, что театр уже не возродить, ушёл... "Самогрызством занимался, другим спокойно жить не давал... Нигде не ужился", - каялся актёр в своём дневнике. Олег Борисов был гордецом, откровенно признаваясь в этом своём грехе. А гордых у нас не любят.
В погоне за Хлестаковым
Он мечтал сыграть Хлестакова и всегда сожалел, что роль ему так и не досталась. Блестяще заявив о своём комедийном таланте в образе Голохвастого, актёр несколько лет словно гнался за тенью ускользающего гоголевского афериста, иногда даже полемизировал с ним в своих записках. А режиссёры, словно сговорившись, манили Борисова ролью Хлестакова. Сначала - из Киева в Москву. Борисов отказался (как человек порядочный, не смог нарушить своих обязательств), и роль досталась Юрию Соломину.
Второй раз тень Хлестакова мелькнула на горизонте уже когда Олег Иванович служил во МХАТе - и роль опять "уплыла". В следующий раз Борисов не сыграл Хлестакова в Киеве - приехавшему на гастроли актёру уже БДТ предложил вернуться главный режиссёр театра имени Леси Украинки, Лавров-старший. Борисов отказался. А потом Товстоногов словно удерживал его некоторое время в БДТ именно этой ролью. Которую в результате отдал Олегу Басилашвили. А Борисов тогда угодил в больницу с гастритом, разыгравшемся на нервной почве.
Легенды и мифы
Его вечно с кем-то путали. Так, во всяком случае, ему казалось. По слухам, из-за "сходства" с Олегом Анофриевым, Борисова в своё время не приняли в Театр Моссовета. Худрук Юрий Завадский заявил: зачем, мол, мне такой артист, если в труппе похожий уже имеется. В поздравлении с 60-летним юбилеем по ТВ его назвали Олегом Ивановичем Ефремовым. И хотя диктор исправился, но на фоне их разрыва с худруком МХАТа это выглядело как-то печально. Миф о "дурном характере" Борисова подогревался высказываниями его коллег. "С ним вам будет как в аду, - сказал однажды режиссёр Георгий Товстоногов. - Каждую секунду будет останавливать репетицию и о чём-то допытываться. Характер - уф"! А высказывание одного украинского артиста уже стало хрестоматийным: "Человек - г...о, а артист - хороший..."
"Хм! У меня - рачок"
Со своей будущей женой Олег Борисов познакомился ещё в Киеве. В 1954 году они поженились. Позже Алла Романовна признавалась, что, несмотря на все трудности жизни (долгую болезнь мужа, ранний уход сына в 2007 году), ничего не хотела бы менять, потому что была счастлива. "Вместе мы прожили 40 лет - легко, счастливо, - рассказывала она. - Дома Олег Иванович был мягким, нежным, скромным и застенчивым. Вот такие полярные качества при его строгости и, казалось бы, жёсткости, как многие говорят".
Олег не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: "Я же не Актёр Актёрыч", - ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавёлся только когда стал читать в концертах... Кстати, западные журналисты, аккредитованные на Каннском кинофестивале, отметили умение Олега Борисова носить смокинг. Актёр представлял тогда свою работу в фильме Павла Лунгина "Луна-парк" (1992). А годом ранее Олег Борисов получил кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль в болгарском фильме "Единственный свидетель" ("обыграв" Дастина Хоффмана и Роберта де Ниро).
Олег Борисов жил со своей болезнью 16 лет. "У него было довольно редкое заболевание крови, - вспоминала вдова актёра, - лимфолейкоз. Хроническое, вялотекущее... Но на работу в театре и кино его болезнь не "распространялась". Никто на самом деле и не знал, чем и как он болен. И насколько это всё серьёзно. Даже дома он никогда не говорил на эту тему. Всё с улыбкой. Никогда не забуду: выходит от врача, садимся в машину, и он лишь усмехается: "Хм, у меня рачок". Он был человеком с крепким характером".
"Я вам не как-нибудь что!"
В своё время Борисов отказался возглавить Союз театральных деятелей со словами: "Ну я-то умру приличным артистом, а вы - неизвестно кем". Он снялся почти в 60 фильмах. Своими любимыми называл работы в картинах "Проверка на дорогах", "Остановился поезд", "Парад планет", "Слуга", "Рабочий посёлок" и "Рафферти" Зрители в восторге от его Сильвера из "Острова сокровищ" и инженера Гарина. За роль Гудионова в фильме "Слуга" актёр получил и "Нику", и Госпремию СССР.
Он мог ещё многое сыграть. Надеялся поработать с молодыми актёрами - Олегом Меньшиковым, с которым снимался в фильме "По главной улице с оркестром", Евгением Мироновым, которо му предсказал большое будущее. Не довелось. На экране и в театре у него рождались персонажи гротескные, с бешеным темпераментом и всегда совершенно разные. Коллеги удивлялись: откуда в нём это бралось? Неужто и правда гений? Но Олег Иванович был человеком скромным и вряд ли бы с этим согласился.
"В смерти - величайшая мудрость... После неё вступит в свои права история. Которая кому-то, в порядке исключения, продлит жизнь. Если говорить об актёрах - то очень немногим и нехотя".