Самый идеальный
Роль: офицер Иван Варрава ("Офицеры", 1971)
Актёр: Василий Лановой

Что осталось за кадром: на роль Варравы пробовались Олег Ефремов, Валентин Гафт, Александр Лазарев, но им стал Василий Лановой. По сюжету его герой говорит по-китайски. Чтобы актёр немного выучил язык, к нему прикрепили китайского студента. "Как он со мной намучился! - вспоминал артист. - Всё старался меня языку научить, но бесполезно. В итоге я, как попугай, две недели запоминал звуки и повторял их вслух. Как ни странно, но в Китае "Офицеры" до сих пор пользуются успехом, все меня принимают за своего. Подходят, начинают беседовать - они уверены, что я отлично говорю по-китайски".
Самая отважная
Роль: боец Женя Комелькова ("А зори здесь тихие", 1972)
Актриса: Ольга Остроумова

Что осталось за кадром: режиссёр Станислав Ростоцкий долго не мог придумать сцену смерти героини Ольги Остроумовой. Пока однажды Станислава Иосифовича не осенило: "А ведь Комелькова боялась немцев. Ей страшно было даже смотреть на них, экипированных до зубов, специально обученных для работы в тылу головорезов..." Тогда возникла такая идея: Женька, уводя фашистов от раненой подруги Риты, поёт романс "Он говорил мне...", под него и умирает... Эта сцена стала одной из самых эмоциональных и трагических в картине.
Самый романтичный
Роль: солдат Борис ("Летят журавли", 1957)
Актёр: Алексей Баталов

Что осталось за кадром: в этой картине Баталов снялся с начинающей актрисой Татьяной Самойловой. Артистам удалось так правдоподобно изобразить влюблённых, что после выхода фильма ходили упорные слухи об их романе. И мало кто тогда догадывался, что в жизни у актёров кипели не менее бурные страсти, чем в кино. Вот только не между ними. У Самойловой тогда осложнились отношения с мужем Василием Лановым, а Баталов как раз собирался развестись с женой Ириной Ротовой, чтобы связать свою судьбу с цирковой наездницей Гитаной Леонтенко. Его родня была против, но это не остановило молодого и своенравного актёра.
Самый нелепый
Роль: рядовой Женя Колышкин ("Женя, Женечка и "катюша", 1967)
Актёр: Олег Даль

Что осталось за кадром: первая проба 26-летнего Олега Даля на роль Колышкина закончилась провалом. И лишь с помощью режиссёра Владимира Мотыля, сумевшего убедить худсовет дать актёру второй шанс, Даля утвердили. Кстати, во время съёмок Даль, свободно относящийся к таким понятиям как "режим" и "дисциплина", создавал режиссёру немало проблем. Например, однажды за хулиганство он попал в милицию на пятнадцать суток. Чтобы не прерывать съёмочный процесс, Мотыль договорился с начальником отделения, и актёра под конвоем доставляли утром на съёмочную площадку, а вечером снова забирали в отделение.
Самый патриотичный
Роль: рядовой Пётр Лопахин ("Они сражались за Родину", 1975)
Актёр: Василий Шукшин

Что осталось за кадром: этот фильм стал последним для Шукшина. Съёмки картины проходили в станице Клётская Волгоградской области. В тот злополучный вечер 1 октября 1974 года актёр вместе с друзьями отправился в баню к одному станичнику. Въезжая на машине во двор, они случайно задавили хозяйского кота. Шукшин, который никогда не был суеверным, сильно расстроился и сказал, что это к несчастью. Ночью он пожаловался актёру Георгию Буркову на плохое самочувствие, а утром его нашли мёртвым. О причинах трагической смерти судачат до сих пор. Роль Лопахина вместо нашего земляка озвучил актёр Игорь Ефимов.
Самый музыкальный
Роль: капитан поющей эскадрильи Алексей Титаренко ("В бой идут одни "старики", 1973)
Актёр: Леонид Быков

Что осталось за кадром: прототипом Титаренко стал летчик, дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков, командовавший в годы Великой Отечественной войны поющей эскадрильей. "Леонид Быков нашёл меня в конце шестидесятых годов, - вспоминал Виталий Иванович. - И первая его фраза была: "А помните?" Оказывается, мы с ним встречались в 1944 году в украинском городке Краматорске, там наша эскадрилья давала концерт. Местные подростки отблагодарили, подпев нам хором. Хорошо, кстати, пели. Ещё бы! Запевалой-то у них был пацанёнок по фамилии Кобзон. Да, да, тот самый! Выделялся и Лёня... Через столько лет я его, конечно, не узнал. Тогда же Быков рассказал мне, как три раза поступал в летное училище, но не попал из-за болезни сердца и малого роста. И попросил разрешения снять фильм о моей эскадрилье".
Самый забавный
Роль: солдат Иван Чонкин ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", 1994)
Актёр: Геннадий Назаров

Что осталось за кадром: "В институте внушали: "Ты ещё никакой не артист", а на съёмках я вдруг стал звездой, - рассказывает Геннадий Назаров. - Когда было жарко, надо мной держали зонтик. Продюсер следил, чтобы всё было на высшем уровне: кормёжка, туалеты на колёсах, автобусы. Помню, парень нёс бутерброды, которые приготовили для съёмочной группы. Я попросил один, он не дал. Мальчик не знал, что я - тот самый Чонкин, которому они и полагаются. На следующий день беднягу чуть не уволили!"
Самая меткая
Роль: снайпер Ольга ("На безымянной высоте", 2004)
Актриса: Виктория Толстоганова

Что осталось за кадром: по сценарию героиня Виктории Толстогановой - профессиональный снайпер. Поэтому, чтобы актриса правдоподобно выглядела в кадре, к ней приставили настоящего снайпера, который и учил её правильно стрелять. Помогло и то, что Вика с детства обожала стрелять в тирах и поэтому обращаться с оружием, в общем-то, умела. Но, как признавалась она потом, сначала ей всё равно было страшно, даже несмотря на то, что винтовка была заряжена холостыми патронами. Кстати, все сцены с выстрелами снимали во время обеденных перерывов, когда на съёмочной площадке кроме актрисы, режиссёра и оператора никого не было.
Самый добрый
Роль: красноармеец Фёдор Сухов ("Белое солнце пустыни", 1969)
Актёр: Анатолий Кузнецов

Что осталось за кадром: Суховым должен был стать Георгий Юматов. Но перед началом съёмок он выпил и подрался - лицо разбито, снимать нельзя. Тогда из Москвы в Дагестан вызвали Анатолия Кузнецова. Кстати, актёру помимо невыносимой жары пришлось пережить массу трудностей. "Чтобы сохранить иллюзию девственности пустыни, в которой до меня никого не было, - рассказывал Кузнецов, - я топал на съёмочную площадку окружными путями многие километры при полном обмундировании да с винтовкой! И всё ради одного момента: чтобы внезапно появиться в кадре из-за бархана... А во время съёмок в воде, когда мы с Абдуллой стреляли друг в друга, вообще чуть не утонул!"
Самый засекреченный
Роль: штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, он же - советский разведчик Максим Исаев ("Семнадцать мгновений весны", 1973)
Актёр: Вячеслав Тихонов

Что осталось за кадром: немало проблем на съёмках картины доставляла татуировка "Слава", которая была наколота на кисти левой руки Вячеслава Тихонова. Естественно, что у советского разведчика никакой наколки быть не могло! Поэтому всякий раз, когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица (например, в сцене выкладывания на столе забавных зверюшек из спичек), то всегда снимали руки ассистента художника Феликса Ростоцкого. Он же, кстати, был "руками" и Евстигнеева-Плейшнера. А ещё Ростоцкий строчил за Евгения Александровича все шифровки, поскольку почерк у актёра был крайне неразборчивым.