Сергей Юрский - личность настоящая, редкая, штучная. В этот день искусствоведы и журналисты по традиции вспомнят его талантливые работы в театре, режиссёрские удачи, перечислят написанные им книги, не забудут и о ролях в кино. Правда, упомянут их в конце статей, а ведь подавляющее большинство зрителей знает и любит Юрского именно как киноактёра.
Удивительно, но его талант был настолько разносторонним, что каждый зритель сейчас может рассказать о "своем" Юрском. Нас восхищала легкость, с которой Сергей Юрьевич менял образы, оставаясь при этом для всех нас эталоном морали и совести. По его собственным словам, он всегда знал о своём призвании и то, что просто не сможет без театра. Может, в этом и был залог его успеха. Казалось, что Юрскому всегда мало. У памятника Бендеру в Петербурге - его черты. Этот образ великого комбинатора признали лучшим. Но в биографии Юрского он в череде кинолегенд.
Адвокат своих героев
Детство Юрского прошло в славном городе на Неве, и это ленинградское детство вряд ли назовёшь трудным и босоногим. Нормальная хорошая семья всегда, во все времена значила очень много. Отец - Юрий Юрский (по паспорту Юрий Жихарев) - режиссёр эстрады и цирка, советский Дон-Кихот. Был похож на героя Сервантеса и благородством души, и внешне - высокий рост, бородка. В "Республике Шкид" в роли Викниксора Сергей Юрский специально гримировался так, чтобы быть похожим на своего папу. И от мамы - преподавательницы музыки - естественная, врождённая интеллигентность.

Сергей Юрский не стал адвокатом, как хотели родители. Но в каждой роли был именно адвокатом своих героев, так что папа и мама там, на небесах, могли быть спокойны. Не стал и цирковым артистом, как хотел когда-то, - любовь к цирку, вероятно, передалась от отца. Хотя навыки остались на всю жизнь - накачанная мускулатура, ловкость и подвижность циркача были всегда при нём. Гуттаперчевый актер всегда с удовольствием и успехом демонстрировал и бодрый бег по пересечённой местности, и виртуозную езду на верблюде, и блестящее владение оружием, и прыжки под куполом жизни. А прыгать ему приходилось ещё как! Из театра в кино, из кино на эстраду, оттуда - к чистому листу бумаги и снова в театр, на сей раз в качестве режиссёра.
Он был невероятно популярен, работая не где-нибудь, а в первом театре страны - ленинградском БДТ у Товстоногова. Был подлинным любимцем не только интеллигентной публики, но и строгого художественного руководителя. Играл много и хорошо - героев Чехова, Шекспира, Гоголя.
"Миллион терзаний" на сцене и в жизни
Именно его выбрал Георгий Товстоногов на программную роль современного интеллектуального бунтаря Чацкого в легендарном спектакле "Горе от ума", Чацкого, падавшего в обморок от "миллиона терзаний", Чацкого, который потрясал умных зрителей и ужасал иных школьных учителей и представителей власти. Юрский был интеллектуальным центром Ленинграда, непременным организатором и участником гремевших тогда на всю страну театральных капустников. Он был лидером, к нему тянулись.

Почему потом всё сломалось, почему Юрский вынужденно покинул любимый город, переместился в Москву, что стало для него огромной внутренней драмой? То ли власти его не жаловали за вольнодумство - а ленинградский "партбосс" Григорий Романов действительно приложил все силы, чтобы избавиться от раздражавшей его личности, то ли Товстоногов не смог справиться с творческой ревностью, уязвлённый излишней самостоятельностью и острым умом Юрского, который прорывался и в режиссуру, поставив "Мольера", "Фиесту", "Фантазии Фарятьева". Товстоногов не смог или не захотел защитить своего артиста от критических стрел и обкомовских нападок.
Юрский, конечно, не сломался, но трещина осталась на всю жизнь - в более поздний московский период он так и не поднялся до своих ленинградских театральных высот, хотя в театре им. Моссовета успешно работал с Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом и другими яркими актёрами.
Человек-оркестр
Сергей Юрский всегда мог, кажется, всё. Именно он стал первым и, пожалуй, пока лучшим экранным великим комбинатором в конце 60-х. Его Бендер из "Золотого телёнка" в постановке Михаила Швейцера - очень умный, очень живой и очень-очень печальный, как бы предчувствующий своё поражение, - западает в душу сильнее Остапа-фигляра в исполнении Гомиашвили или холодноватого, мюзик-холльного Бендера талантливого Андрея Миронова. Остапу Юрского хочется сострадать и симпатизировать.

А кто ещё, кроме Юрского, мог сыграть несколько ролей в одном фильме и нигде не повториться, а если и повториться - то к нашему превеликому удовольствию. Пересмотрите "Интервенцию" - там Юрский совершенно неотразим в нескольких ролях. Кажется, он может сыграть любую роль, любой характер, любой пол и любой возраст. Да почему кажется - это так и есть.
Коллеги звали его «человеком в футляре», а соседи «городским сумасшедшим» - за то, что ходил с опущенной вниз головой, бубня под нос очередной текст роли, никого вокруг не замечая. Кто -то считал его высокомерным и заносчивым, а Юрский просто был погружён в себя.
Дорогие его старики
Юрский с юных лет блестяще играл стариков. В театре - грузин Илико, король Генрих IV, профессор Полежаев. В кино... Вспомните хотя бы его Груздева из культового сериала "Место встречи изменить нельзя". Что ни деталь - все работает на потрясающе точный и объёмный характер трепетного и нервного интеллигента, несправедливо обвинённого в убийстве.

А "Любовь и голуби"? Неразгримировавшегося артиста в образе дяди Мити из комедии Владимира Меньшова не пускали в ресторан пообедать - принимали его в Карелии, где проходили съемки, за настоящего алкаша со стажем. Действительно, подлинного выходца из народа может сыграть только истинный интеллигент. А рядом с дедушкой - его бабушка, он ей: "Санюшка", она ему: "Митюнюшка". Актриса Наталья Тенякова - была ему женой и соратницей в течение многих лет в театре, кино и жизни.
За годы творческой деятельности Сергей Юрьевич Юрский получил немало наград и званий. Ещё в 1987 году он стал Народным артистом РСФСР. Пожалуй, это звание наиболее полно отражает суть артиста: он творил для народа, и народ его за это искренне любит.