Неувядающая красота и жизненная энергия Софи Лорен, которая 20 октября пригубит любимого вина в честь своего 90-летия, сделали едва ли не самой загадочной женщиной современности. Её жизнь, подобно многим другим биографиям, любят сравнивать со сказкой о Золушке: девочка из нищей итальянской деревушки стала звездой! Но, в отличие от многих, в этой сказке Золушке пришлось всего добиваться самой, ежедневно доказывая простую истину - даже если тебе суждено жить в нищете, у тебя всегда есть шанс покорить мир. "Мне в жизни ничего не давалось легко, - признавалась актриса. - Мои дети, мой брак, моя карьера - всё было результатом упорной борьбы. Думаю, что именно тяжкий труд и верность поставленной цели приносили мне высшее счастье в жизни".
Девочка №19
20 сентября 1934 года в контрольном журнале Клиники королевы Маргариты в Риме дежурная сестра сделала запись о рождении девочки №19. Имени девочке не полагалось, так как запись была сделана в разделе "Незаконнорожденные". В Италии шел 12-й год режима Муссолини, и по фашистским законам мать, родившая ребёнка вне брака, не имела на него никаких прав. Малютку должны были отдать в другую семью или в приют. Матерью безымянной девочки была юная неаполитанка Ромильда Виллани. У себя на родине она победила в конкурсе двойников Греты Гарбо и приехала в Рим, полная надежд на головокружительную актёрскую карьеру.
Здесь она встретила Рикардо Шиколоне, который происходил из зажиточной семьи, известной еще со времён Средневековья. В Риме он прославился как охотник за юбками. Роман с прекрасной неаполитанкой был всего лишь очередной победой сердцееда. Узнав, что Ромильда ждёт ребёнка, он просто исчез. Позже синьора Шиколоне всё-таки уговорили признать отцовство. Девочка №19 избавилась от клейма незаконнорожденной: ей дали имя София. Но на этом отцовская забота иссякла, и Ромильда с ребёнком на руках вернулась в родные края. Её мечты о карьере актрисы пошли прахом.
Детство гадкого утёнка
Городок Поццуоли близ Неаполя стал для Софии второй родиной. Семья Виллани жила очень бедно. Ромильда не оставляла попыток выйти замуж за Рикардо. Они встречались, их страсть то вспыхивала, то угасала. Но несмотря на скандалы и уговоры женщины, ловелас отказывался жениться на ней. Через четыре года Ромильда родила вторую дочь - Марию. На этот раз сеньор Шиколоне своё отцовство признать отказался. Старшую дочь он впервые увидел в день её пятилетия и был неприятно разочарован: девочка показалась ему страшненькой.
Маленькая София и вправду была дурнушкой. В ту пору никто не мог предположить, что эта худая, длинноносая и большеротая девочка в будущем станет королевой кино. Детство её нельзя было назвать счастливым. Несмотря на официальное наличие отца, она оставалась изгоем в глазах сверстников.
Кроме того, в 1942 году в Поццуоли пришла война... И без того нелёгкая жизнь семейства Виллани стала невыносимой. Постоянный страх, голод и опасность стали неотъемлемой частью жизни Софии и её родных. Им посчастливилось выжить. Сразу после окончания войны Ромильда попыталась эмигрировать в Америку, чтобы выйти там замуж, но наличие двух дочек очень осложняло ситуацию. Никто из заморских женихов не хотел получать в придачу к жене ещё и двух чужих детей.
Чудесное превращение
Как позже вспоминала Софи Лорен, для превращения гадкого утёнка в прекрасного лебедя ей понадобилось 18 месяцев. Неожиданно для всех в 14 лет дурнушка София превратилась в потрясающую красавицу. И сверстники, ещё недавно обижавшие нескладную девочку, начали сходить от неё с ума. Мальчишки добивались внимания Софии, а девочки старались подражать ей в одежде, ведь даже самое дешёвое платье сидело на фигурке Софии так, словно было куплено в дорогом бутике. Может быть, именно это и позволило актрисе в дальнейшем стать лицом самых престижных модных домов.
Когда Ромильде Виллани стало ясно, что её старшая дочь - красавица, она всерьёз задумалась над тем, чтобы с помощью Софии реализовать свои неудовлетворенные амбиции. Первой удачей стал конкурс красоты, проходивший в Неаполе весной 1949 года. Софии не хватало полгода до минимального возраста участницы. Однако Ромильда справедливо решила, что никто не станет спрашивать у дочери свидетельство о рождении, увидев её хорошо развитую грудь. София конкурс не выиграла, но в награду за участие получила 23 тысячи лир (35 долларов), билет до Рима и обратно и прекрасную льняную скатерть. Мать спрятала призовые деньги и билет до удобного случая. И он вскоре представился. В 1950 году американцы набирали в Риме массовку для ремейка фильма Quo vadis по знаменитому роману Генрика Сенкевича. Ромильда с дочерью отправились покорять столицу. В массовку утвердили обеих, и фильм стал для юной Софии первым шагом в её долгой кинокарьере.
Крёстный отец
Вскоре после съёмок мать вернулась домой, и 16-летняя София осталась в Риме совсем одна. Она работала фотомоделью в журналах и участвовала в конкурсах красоты, которые в те времена были очень популярны. Иногда её приглашали и в массовку, хотя особого успеха и дохода это не приносило. Возможно, София Шиколоне так и осталась бы никому не известной рабыней подиума, если б не одна встреча. Его звали Карло Понти, он был на 24 года старше, обладал неказистой внешностью. А также огромными связями в мире киноиндустрии.
Их знакомство было случайным и больше походило на сцену из романтической мелодрамы. Карло заметил Софию среди посетителей ресторана и прямо с порога предложил ей принять участие в конкурсе красоты. Девушка немного растерялась, но ответила согласием. И... заняла второе место. После окончания мероприятия Понти подошёл к своей протеже и предложил ей поучаствовать в кинопробах. Поначалу София недоверчиво отнеслась к человеку, пообещавшему ей карьеру звезды, однако на следующий день всё же пришла в его офис. Первые кинопробы Софии оказались неудачными. Карло предложил начинающей актрисе немного похудеть и исправить форму носа. София ответила гневным отказом. Их отношения могли бы на том и закончиться, однако через некоторое время Понти вновь занялся судьбой Софии.
Он устроил её в Национальную школу кинематографии, обеспечил жильём и средствами к существованию. Ему же принадлежит авторство всемирно известного псевдонима актрисы: София Шиколоне стала Софи Лорен. Надо сказать, что к моменту встречи с Софи Понти был женат и имел двоих детей. Однако это не мешало ему вести бурную "деловую жизнь". Карло стал активно продвигать своё новое открытие во всевозможные проекты, в которых не было недостатка в стремительно развивающемся послевоенном кино. Софи постоянно была занята как актриса, однако известность не торопилась к ней. В период с 1952 по 1954 год она снялась в 15(!) фильмах. Но чтобы получить серьёзную роль, требовалось нечто большее, чем сногсшибательная внешность...
Обжигающая красота этой итальянки заставляла биться чаще сердца мужчин во всем мире, а большинство женщин безоговорочно признать - да, она потрясающе красива.
От "Золота Неаполя" до блеска "Оскара"
Первой заметной картиной в карьере Софи называют фильм "Золото Неаполя" (1954). Режиссёр фильма Витторио Де Сика стал для Софи первым преподавателем практического актёрского мастерства, а также другом и советчиком на всю жизнь. С тех пор он много раз работал с актрисой и в качестве режиссёра, и в качестве актёра. Сложившееся позже трио Лорен - Де Сика - Мастроянни стало гарантией успеха для любой картины.
Между тем Карло Понти продолжал продвигать свою подопечную. Ходили слухи, что вместе с этим продвигались и их личные отношения. Так или иначе, в 1956 году Понти заключил контракт с американской студией Paramount на участие Софи в фильме "Гордость и страсть" (1956). Её партнёром по фильму стал красавец Кэри Грант, который к концу съёмок предложил Лорен руку и сердце. Однако та осталась верна своему итальянскому патрону.
С той картины начался американский период в карьере Софи Лорен. В течение четырёх лет она снялась более чем в 10 фильмах, наиболее известными из которых стали "Плавучий дом" (1957) и "Любовь под вязами" (1957). Оглушительный успех и золотую статуэтку "Оскара" ей принёс фильм "Чочара". Пожалуй, это был самый большой успех Лорен в американском кино. Она была единственной неанглоязычной актрисой, удостоенной этой награды. Второй свой "Оскар" Софи получила много лет спустя, в 1991 году, за вклад в сокровищницу мирового кино.
А всего за свою пеструю карьеру Софи Лорен снялась более чем в 70 фильмах. Но после "Чочары" лишь немногие из них оказались заметными: "Эль Сид", "Принцесса из Гонконга", "Вчера, сегодня, завтра", "Брак по-итальянски", "Готовое платье". Её партнёрами по площадке были Кларк Гейбл, Питер О'Тул, Марлон Брандо. Карло Понти, кстати, неизменно требовал, чтобы имя его жены в списке актёров значилось первым, что несколько раз становилось причиной скандала. Впрочем, скандалы были непременным атрибутом их совместной жизни.
Брак по-итальянски
Несмотря на успехи в карьере, главной мечтой Софи Лорен оставалось желание стать женой и матерью. Она хотела, чтобы её ребёнок родился в законном браке. Между тем в Италии разводы были запрещены католической церковью, которая по-прежнему имела большое влияние на государство. В течение многих лет Карло Понти всеми возможными способами пыт fлся получить свободу, и только после смены гражданства в 1966 году он смог официально жениться на Софи.
Первая попытка заочного развода в Мексике в 1957 году обернулась национальным скандалом. Карло обвинили в многожёнстве, а Софи - в непристойном поведении. Интересно, что законная жена Карло, Джулиана Понти, никак не препятствовала отношениям своего мужа с его протеже. И судя по всему, несмотря на наличие в семье двух детей, не была против развода. Однако суровые законы и возмущённая общественность стояли на страже рухнувшего брака.
И вот наконец в декабре 1968 года в семье Понти родился первенец - Карло Понти-младший. Это было настоящим чудом: пережив до этого две неудачные беременности, Софи почти отчаялась стать матерью. Однако спустя четыре года наблюдение лучшего швейцарского гинеколога и почти постельный режим в течение всей беременности позволили ей родить Понти ещё одного сына, Эдуарде.
В начале 1960-х, дабы уберечь уже известную звезду Софи Лорен от скандалов, Карло Понти выкупил все фильмы, где та снималась обнажённой.
За пределами киноэкрана
Вторая половина кинокарьеры была для Софи Лорен менее удачной. Возможно, причиной стал целый ряд неудачных работ, возможно, Понти исчерпал себя как продюсер. Большинство ровесниц Софи давно ушли на покой или нашли себя в других областях. Она же оставалась одной из немногих востребованных актрис. Лорен активно сотрудничала с телевидением, написала кулинарную книгу, занималась воспитанием детей и явно не собиралась на пенсию. Её фигура всегда оставалась безупречной, при этом она утверждала и продолжает утверждать, что никогда не пользовалась услугами пластического хирурга.
По словам Софи, чтобы сохранить молодость, нужно "много двигаться и много спать..." Когда занятость Лорен в кино пошла на убыль, она совместно с парфюмерами занялась производством духов и начала рекламировать оправы для очков. Это позволяло ей не только продолжать зарабатывать миллионы, но и вести активную жизнь.
Софи Лорен прошла долгий путь от простой девочки-модели до своего человека в модных парижских домах. Из-за сомнительных финансовых махинаций мужа в 1981 году ей даже пришлось провести 17 суток в тюрьме! Софи освободили досрочно, но времени, проведённого за решеткой, хватило, чтобы впасть в глубокую депрессию. Однако она никогда не позволяла себе отчаиваться и опускать руки. Софи Лорен не устает повторять, что "худшее, что может быть в жизни, это скука".
Время никого не щадит. Даже таких неземных красавиц, как Софи Лорен. Но эта красота остаётся на киноплёнке, а также в памяти тех, кто видел их своими глазами, чтобы потом превратиться в легенду.