Про Фрейндлих говорят, что она как хорошее вино - с возрастом становится только лучше. Сама она в ответ на очередное восхищение как-то раз сказала: "Я не спринтер, я - стайер. Мне нужна дистанция, чтобы что-то сотворить, вылепить целое". Большую часть своей жизни она отдала театру, но широкая публика знает её по ролям в кино. Накануне юбилея вспоминаем её "самые-самые" работы.
Самая первая
Гимназистка ("Бессмертная песня", 1957 год). Самое интересное, что её фамилии нет даже в титрах этой идеологически выдержанной картины про 20-й год, красноармейцев, кубанскую станицу и музыкальную школу в ней. В ленте Алиса играет... буржуазный элемент, которая в отличие от других энтузиастов отказывается разучивать "Интернационал". В эпизоде у Фрейндлих через плечо перекинута довольно тугая коса - и она презрительно произносит "фи", за что её изгоняют из школы как классового врага. Таким не место в тирах! Через четыре года в комедии "Полосатый рейс" ей доверят роль буфетчицы в цирке, и в её ясных глазах поселится мечта, озвученная нежным голосом: "Я тоже обязательно кем-нибудь стану. Вот возьму и поступлю осенью в училище".
Самая музыкальная
Маша ("Похождения зубного врача", 1965). Андрей Мягков, исполнитель главной роли - врача Чеснокова, впервые увидел Фрейндлих почти полвека назад на сцене. Актёр вспоминал: "Как звали героиню, которую она играла, я не помню, но почему-то в памяти осталось название спектакля - "Раскрытые окна". В театре мы вместе никогда не работали, потому что живем в разных городах. А на съемочной площадке посчастливилось быть ее партнёром три раза. Первый раз это было на фильме Элема Климова "Похождения зубного врача". Интересно, что роли, которую играла Алиса, не было в первоначальном сценарии. Элем придумал её специально для Фрейндлих". И хотя эта самая роль Маши была почти эпизодической, она запомнилась очень многим: в этом фильме Алиса Фрейндлих своим удивительным голосом поет несколько песен под гитару, в том числе и песню о луне на стихи поэтессы Новеллы Матвеевой.
Самая королевская
Анна Австрийская, супруга короля Франции Людовика XIII ("Д'Артаньян и три мушкетёра", 1979). Режиссёру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу ещё до того, как он начал готовиться к съёмкам, было ясно, что именно Фрейндлих будет королевой. Почему? "Потому что Алиса Бруновна - олицетворение женственности, редкое сочетание изящной внешности, тонкости и ироничного, острого ума. Это сгусток женского обаяния. Какие бы красавицы ни сидели вокруг, их через пять минут уже не было видно, а от неё невозможно было оторваться", - рассказывал режиссёр.
Но с самого начала съёмок работа не заладилась. Вот что рассказывал режиссёр: "Фрейндлих вдруг призналась: "Я не знаю, как играть!" У меня началась паника. Мне-то казалось: вот приедет Алиса Бруновна и сама всё сыграет. Кончилась дело истерикой Фрейндлих: "Я бездарная, я ничего не могу!" Она просила подсказать "зерно" роли. А снимался эпизод, когда Д'Артаньян привозит подвески. Я сказал: "Алиса Бруновна, во-первых, Анна - испанка. Единственное, чем она могла, извините, нагадить королю, так это отдать его же подарок. И подзывает она Д'Артаньяна этаким щелчком пальцев!" У Фрейндлих тут же загорелись глаза, она кивнула, и сцену сняли буквально за десять минут".
Самая мужественная
Людмила Прокофьевна (комедия "Служебный роман", 1977). Мымра Калугина в исполнении Фрейндлих режиссёру Рязанову... приснилась. Недолго думая, Эльдар Александрович отправил в Ленинград на домашний адрес актрисы ценную бандероль с текстом пьесы и припиской: "Алисочка Бруновна, не откажите, умоляю! Прошу вас сыграть главную роль". И она согласилась. Людмила Калугина, начальница экономического отдела - полностью соответствовала своему служебному прозвищу - Мымра. Фрейндлих с азартом искала, как бы получше себя обезобразить. Они с Рязановым "облазили все костюмерные, выбирая самые
гунявые платья, туфли и плащи", с помощью которых можно было бы создать образ настоящей советской женщины, замученной жизнью. Наконец нашли костюмчик из кримплена 52-го (!!!) размера. Долго не могли подобрать подходящие очки в толстой оправе, и выручил оператор фильма Владимир Нахабцев: на главной героине красуются старые очки его отца! Походку актриса, по её собственному признанию, взяла из жизни: "Благо начальственных тёток, которые так ходили, было навалом, особо и изобретать не пришлось". Но это всё внешнее преображение, а внутри... Кто ж знает, как она себя ломала, - мы увидели лишь превосходный результат. Зато после премьеры Фрейндлих стала получать такие вот признания от зрительниц: "Посмотрев "Служебный роман", я сразу отправилась в парикмахерскую, сделала себе такую же причёску, сшила себе такое же платье и вообще привела себя в порядок".
Самая драматичная
Харита Игнатьевна Огудалова ("Жестокий романс", 1984). После успеха "Служебного романа" Алиса с удовольствием приняла приглашение Эльдара Рязанова на роль Огудаловой. Правда, у худсовета были кое-какие сомнения относительно её кандидатуры: в пьесе Огудалова - монстр, вторая Кабаниха, и какая из Фрейндлих Огудалова? Но Рязанову удалось всех убедить, что это просто несчастная женщина, рано овдовевшая, не имеющая средств к существованию, со своей внутренней драмой.
Самая взрослая
Анна Борисовна ("На Верхней Масловке", 2005). В этом фильме Алиса Бруновна играла 87-летнюю скульпторшу Анну Борисовну. Что же касается внешности героини, то гримёр предлагала Фрейндлих самые разные варианты париков и старящего макияжа. Но в конце концов её волосы просто покрасили в седой цвет, а в довершение образа актриса предложила надеть на свою героиню вязаную шапочку - такая была у её отца, - "у стариков с возрастом мёрзнет голова". По сценарию от актрисы требовалось помногу часов сидеть в инвалидной коляске без движения, из-за чего у Алисы Бруновны сильно болела спина, но она, как настоящий профессионал, никогда не жаловалась.