Всё началось с "Новых армян"
Артур Джанибекян, Артак Гаспарян, Артур Тумасян, Арташес Саркисян, Гарик Мартиросян познакомились ещё в середине 1990-х в команде КВН "Новые армяне". В вотчине Александра Маслякова они добились заметных успехов, поехали с гастролями по стране, потом пытались делать свою радиопрограмму "Новое армянское радио на русском", недолгое время сотрудничали с телешоу Игоря Угольникова "Добрый вечер" на СТС.
Секрет успеха для любой российской звезды прост - знаменитостью становится тот, кого показывают по телевизору. Но в то время телеэкран захватили старшие товарищи, с советских времен эксплуатировавшие шутки про тёщу, сантехников и "третьим будешь". Чтобы отвоевать себе место под этим солнцем, нужен был свежий формат.
Открыли Америку
В начале 2000 года "Новые армяне" гастролировали в США, друзья много ходили по местным "камеди клабам" и оценили все достоинства жанра stand-up comedy. "Всё очень просто. Человек со сцены говорит от своего имени о проблемах, которые волнуют его лично. Говорит об этом на том языке, на котором говорил бы с вами лично в какой-нибудь кулуарной ситуации", - вспоминает Арташес Саркисян.

Именно тогда они поняли, что из этого можно сделать не "Смехопанораму", не КВН, не "Городок", не "Вокруг смеха", не сольные выступления Хазанова или Жванецкого, а абсолютно свой, оригинальный продукт, молодёжный, резкий и дерзкий. Творчески переосмыслив формат, они добавили к stand-up и переделанные песенки, и разговоры со звёздами, и миниатюры.
Модный формат и свежие шутки
Осенью 2003 года в небольшом баре на Остоженке состоялось премьерное выступление Comedy Club. Первые полтора года вход на вечеринки Comedy Club был бесплатным, а проект получал долю от выручки бара и кухни. Получилась, конечно, не стопроцентная калька с американского образца: выступления в формате stand-up перемежались репризами в духе КВН и монологами в духе Петросяна. Но несомненные достоинства у шоу были: свежие лица, некий намёк на модный формат и свежие темы. Всё-таки Петросян с Задорновым не так охотно шутили по поводу наркотиков и секс-меньшинств.
В 2004 году продюсеры Comedy Club накопили денег на пилотный проект, который отсняли на площадке казино Golden Palace.
"Ошибка Роднянского*"
Не все любители Comedy Club знают, что это популярное юмористическое шоу, выходящее на канале ТНТ и ассоциирующееся именно с этим каналом, могло стать достоянием СТС. Дело в том, что первый выпуск шоу был снят при содействии продюсера СТС Александра Цекало. И ему светила судьба стать жемчужиной этого канала, если бы не тогдашний генеральный директор Александр Роднянский - именно он после просмотра "пилота" заявил, что в концепцию семейного канала СТС это шоу никак не вписывается. Возможно, Comedy Club действительно не подходил каналу, но отказ от столь перспективного проекта до сих пор называют "ошибкой Роднянского".
Удача ТНТ
А потом произошло самое важное событие в карьере комедиантов. "Мы как раз были озадачены поиском русского "стендапа", - вспоминает бывший генеральный продюсер канала ТНТ Дмитрий Троицкий. - Было понятно, что это нельзя спродюсировать, нельзя провести кастинг юмористов. Надо было найти живую команду, которая могла это делать. Я сначала услышал о Comedy, потом получил от них кассету с демозаписью, потом сходил на концерт. После выступления я сразу подошёл к Артуру и сделал предложение о сотрудничестве. Я увидел юмор, уровень и самое главное - я увидел аудиторию. Юмор у них актуальный, это юмор нынешнего поколения".

23 апреля 2005-го Comedy Club впервые был показан на ТНТ, где сразу же завоевал народную любовь. Дальше всё шло по накатанной. Прошло несколько эфиров, и артисты (здесь их здесь назвали модным термином "резиденты") Comedy обрели статус звёзд.
"Кабачок" XXI века
Но самое главное - им поверили зрители. В телевизоре словно открылось какое то окошко, через которое сквозил чудесный абсурдистский юмор. Ты смотрел Comedy Club - и впервые в жизни чувствовал, что кто-то на отечественном телевидении считает тебя за своего. Там не боялись, что зритель поёжится от шуток про "святые вещи", а ещё меньше боялись, что зритель до чего-то не допрёт.

Казалось бы, ну чего тут такого особенного? Ну сцена. Люди сидят перед сценой. Кто-то выходит на сцену и исполняет более или менее смешные номера. Кто-то из зала реагирует, подаёт реплики, кто-то просто хохочет и хлопает. И всё объединены тем, что происходит в этой студии, а не фактом трансляции происходящего на всю страну. Вот эта клубная атмосфера и стала уникальной фишкой Comedy Club. Со времен "Кабачка "13 стульев" на отечественном ТВ не случалось атмосферы кафе-гостиной, в которой люди общаются и чувствуют себя довольно свободно и самодостаточно внутри своего круга.
Сами по себе отдельные шутки могли восприниматься как убогие, но это никого не раздражало. Уровень юмора было даже как-то нелепо обсуждать. Всё равно что ругать хозяйку обыкновенной квартиры, что у неё стол сервирован не так, как в ресторане, и блюда не такие сложные. Хотите изысков кулинарии и журнальной эстетики - ну и топайте себе в ресторан. В гости приходят не за этим. Вот здесь-то и зарыта собака уникальной породы Comedy Club. Отсутствие комплекса того, что юмор - это высокое искусство и вообще искусство. И что плохой юмор - это нечто неприличное.
Корпорация смеха

В 2007 году была создана компания Comedy Club Production, которая начала производить горы смешной телепродукции - "Наша Russia", "Смех без правил", "Убойная лига"... В 2008 году был создан Comedy Woman - женский вариант Comedy Club. Артисты стали частыми гостями на корпоративных вечеринках, их лица стали украшать обложки глянцевых журналов о светской жизни, самые раскрученные получили выгодные рекламные контракты, а кто-то даже занялся побочным бизнесом.
Коллегам по цеху бурная активность комедиантов не нравилась. "На моей стороне мозги и образование, я кандидат культурологических наук, а на их - неудачная карьера в КВН", - заявлял тогда в интервью радиоведущий Роман Трахтенберг. Ныне покойный конферансье считал, личные амбиции резидентов-звёзд рано или поздно возьмут верх над интересами клуба, и Comedy рассыплется. Но всё живёт и процветает. Да, кто-то ушёл на вольные хлеба, но костяк команды сохранился.

Ещё один парадокс Comedy - после стольких лет на экранах и рейтинги передачи катастрофически не упали, а шутки не стали плоскими и беззубыми, хотя сейчас все обижаются даже на самые безобидные реплики. Звёзды первой величины приходят на съёмки шоу, при этом искренне рады, когда по ним "проходится" Павел Воля или кто-либо из других резидентов.
* Александр Роднянский признан Минюстом России иноагентом.
Семён Слепаков признан Минюстом России иноагентом.