Чуть больше года назад — с января 2014-го — часть государственных услуг, в том числе и образовательных, должна предоставляться в электронном виде. Многие услуги из этого перечня в Алтайском крае стали доступны в режиме онлайн гораздо раньше. Например, знакомить с результатами ЕГЭ через специальный портал поддержки начали еще в 2009 году, а внедрять электронные дневники — более семи лет назад. Сейчас поддержку этих и многих других систем осуществляют в Алтайском краевом информационно-аналитическом центре (АКИАЦ).
В том числе благодаря этой организации информационные технологии сегодня получили широкое распространение в образовательном процессе. К 2014 году здесь разработали отдельный сайт информационных систем региона, на котором можно найти данные обо всех элементах информатизации образовательного процесса: сайтах образовательных организаций, дистанционном обучении, системе оценки качества образования, системе электронного документооборота, системе "Сетевой край. Образование" и других.
Перешла в электронный вид и отчетность. Через региональную информационную систему сбора статистической отчетности реализовано 29 электронных мониторингов. В нее входит, например, контроль температуры в учебных заведениях или отслеживание движения школьных автобусов. Это позволяет органам управления образованием влиять на процессы в режиме онлайн.
Сегодня информационные технологии помогают не только управлению. Переход на электронные услуги удобен прежде всего родителям. "Для родителей это однозначно повышение открытости системы образования. Не каждый ребенок записывает домашнее задание, не каждый показывает родителю свои оценки, не каждый родитель может посещать собрания, а с помощью этих систем он получает не только полную информацию, но и возможность общения с педагогом", — говорит начальник управления профессионального образования Главного управления образования и молодежной политики Евгений Кайгородов.
Постепенно на электронные журналы перейдут все школы. Пока же часть школ отрабатывает технологию их ведения, обучает всех участников процесса работе с ними, поэтому в переходный период ведет и бумажные журналы, и электронные.
С 2014 года в крае работает "электронная очередь" в детские сады, но большинство информационных систем пока создано для общеобразовательных школ. По словам Евгения Кайгородова, в ближайший год будут разработаны системы, которые позволят получать данные и об учащихся учреждений дошкольного, дополнительного и среднего профобразования.
Татьяна Евдокимова,
директор МБОУ "Гимназия № 74":
Дистанционные образовательные технологии мы применяем с 2010 года и в прошлом году полностью отказались от бумажных журналов. Дети продолжают вести бумажные дневники, но родители могут посмотреть все информацию и в интернете.
Уже в 2015 году мы полностью закрывали школу на недельный карантин, но образовательный процесс из-за этого не останавливался благодаря различным способам взаимодействия ученика и учителя.
Также у нас есть классы, которые постоянно находятся на частичном дистанционном обучении. Они не ходят по субботам в школу, вместо этого получают задания от педагогов, выполняют их самостоятельно, а педагоги так же в режиме онлайн проверяют работы.
В следующем году мы хотим опробовать полностью дистанционное обучение. Мы уже приняли в первый класс ученика, который будет проживать в Пекине, а учиться у нас.
Мониторинг температуры в школах
В зимний период в образовательных учреждениях края ежедневно проводится мониторинг температурного режима.
- Данные о температуре воздуха в разных помещениях школ и детсадов ежедневно вносятся в систему, которая автоматически выбирает показатели, оказавшиеся ниже нормы СанПиНа или на ее границе. Температура в учебных классах средней школы должна быть 18–23°С
- Данные передаются в Главное управление образования и молодежной политики, где специалисты принимают решение о том, как исправить ситуацию.
Мониторинг движения школьных автобусов
В Алтайском краевом информационно-аналитическом центре с 2013 года с помощью системы CyberFleet отслеживают движение школьных автобусов для того, чтобы контролировать их местоположение, отклонение от маршрута, скорость, а также реагировать в случае срабатывания "тревожной кнопки".
- Каждый автобус, которых, например, в 2013/14 учебном году на маршрутах работало 479, подключен к системе ГЛОНАСС.
- Через спутник данные о движении автобусов передаются в установленную на сервере в АКИАЦ систему CyberFleet, которая выводит на экран специалиста данные о каждом транспортном средстве.
- Данные собираются и хранятся в АКИАЦ, по запросу управления образования и молодежной политики предоставляются им. В случае выявления нарушений скоростного режима к водителям применяют санкции.
- При срабатывании "тревожной кнопки" сигнал с автобуса передается в "Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Алтайскому краю", диспетчер которого связывается с водителем по громкой связи.
Системы дистанционного обучения
Система управления обучением Moodle и система видео-конференц-связи TrueConf рассчитаны на дистанционное обучение.
- Moodle позволяет учителям организовывать дистанционные курсы для школьников, а также контролировать качество обучения. Система предоставляется школам бесплатно. На данный момент ею пользуется около 1 тыс. человек. Учителя создают электронные курсы в системе, которые могут содержать текст, файлы, презентации, опросники, затем в режиме онлайн отслеживают выполнение учениками заданий, посещаемость, активность, время учебной работы в сети. Ученики могут общаться с преподавателем на форумах и в чатах.
- Преимущество системы видео-конференц-связи TrueConf перед аналогами в простоте и надежности. Нахождение сервера в АКИАЦ позволяет контролировать доступ к системе, скорость передачи данных, безопасность канала. Сейчас системой в крае пользуются около 1 300 человек, особенно актуальна она для удаленных сел районов края и в периоды карантинов.
Контроль за посещаемостью
Компания "АППС-Информ" в Барнауле реализует проект "Безопасная школа". Сейчас ее турникеты установлены в 14 школах города. Сама установка оборудования для школ бесплатна, родители платят за SMS-оповещения и доступ к личному кабинету. С 2015 года в школах вводится система безналичного расчета в столовых. Оплатить обед можно с помощью той же пластиковой карты, которую школьники используют для входа в здание школы и выхода из нее.
- На проходной учебного заведения устанавливаются турникеты со встроенной системой контроля доступа.
- Учащиеся и преподаватели получают электронные пластиковые карты-пропуска. Вся информация об учениках, сотрудниках и выданных им карточках заносится в память системы. В случае потери пропуск блокируется.
- Когда ребенок заходит или выходит из школы, родители получают SMS-сообщение. Данные о входах и выходах учителя, родители и руководство школы могут получить в личном кабинете.
Электронная очередь в детсады
Раньше, для того чтобы встать в очередь в детский сад, родители должны были обращаться с заявлением в органы управления образованием. С 2014 года в крае работает электронная очередь.
- Для того чтобы подать заявление, нужно заполнить форму на сайте eso.edu22.info, в которую необходимо внести данные о родителе и ребенке и выбрать наиболее предпочтительные детсады. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалиста в управлении образования.
- На сайте можно получить информацию о наличии вакансий в каждом как муниципальном, так и частном детском саде, его местоположении, контактных данных, закрепленной территории и образовательных программах.
- При регистрации родители получают код, вводя который в систему можно узнать номер очереди.
- Система позволяет менять параметры поиска детского сада. В случае изменения желаемого детского сада ребенок не ставится в конец очереди, а занимает место в соответствии со временем подачи заявления.
- О том, что очередь ребенка подошла, родителей оповестят выбранным ими способом.
Электронные дневники
С 2012 года в школах края учителя помимо традиционного бумажного журнала ведут и электронный. В нем так же, как и в основном, отмечают посещаемость, успеваемость каждого ученика, фиксируют программу обучения и домашние задания. Сейчас система внедрена во всех 1087 школах края, ею пользуются 546 тыс. человек.
- Школа получает доступ к системе после обращения в АКИАЦ. Родители регистрируются в ней, обратившись в школу. После система в режиме реального времени доступна по паролю с любого устройства, имеющего выход в интернет.
- Журнал и дневник представляют собой единую базу данных. Учитель ведет журнал в электронном виде, ученики и их родители в режиме реального времени видят оценки, домашнее задание, расписание уроков в электронном дневнике.
- Поскольку речь идет о персональных данных, войти в систему могут только авторизованные пользователи, взломать ее практически невозможно.
Факт
В 2014 году собственные сайты были у 2 263 образовательных организаций края.
Самое важное - в нашем Telegram-канале