Кто ты, воин
Лицей №124 – для мотивированных детей, ориентированных на точные науки. Учебный процесс сосредоточен вокруг математики, физики и информатики, что отличает лицей от обычных школ. Главная особенность – здесь нет территориальной привязки. Поступление возможно для семиклассников из любой части города и пригорода, но только через конкурс.
«Мы создаем образовательную среду для детей, которые хотят и умеют учиться. Лицей дает возможность раскрыть потенциал тем, кому действительно интересны точные науки. Главный критерий для поступления сюда - конечно, желание и способности ребенка», – говорит директор.

«Время не стоит на месте»
Лицей №124 берет начало с 1991 года, но его корни уходят в обычную среднюю школу, которая получила статус лицея благодаря усилиям Анатолия Савинкина, тогдашнего директора. На первых порах учебное заведение готовило инженерные кадры, но со временем адаптировало программы под развитие IT-специальностей:
«Время не стоит на месте, и мы тоже меняемся. Сегодня наш лицей – это не просто математика и физика, а еще и IT-направления, востребованные на рынке. С 1990-х годов наше учреждение претерпело определенные изменения. Мы идем в ногу со временем и удовлетворяем запросы как рынка, так и родителей и учащихся».

«Учитель – это не просто ретранслятор»
В лицее №124 есть сильная академическая среда, все вовлечены в образовательный процесс. Из-за того, что учебников для углубленного изучения предметов не хватает, учителя постоянно адаптируют программы, а ученики много работают самостоятельно – все показывают максимум возможностей.
Но иногда и максимума недостаточно. Школам с определенной направленностью в нынешних условиях необходимо изворачиваться и придумывать такие образовательные методики, которые будут отвечать уровню и потребностям учеников, но при этом не войдут в противоречие с законодательством, согласно которому учебный процесс не должен отходить от программы ФГОС.
«Учитель – это не просто ретранслятор учебника. Он должен адаптировать материал, расширять его, чтобы ученик мог выйти за рамки программ. Если говорить о них, то сегодня не может быть авторских методик, так как они фактически находятся вне закона. От программы шаг влево, шаг вправо – и нас накажут», – делится переживаниями Николай Погребников.
По его мнению, сейчас сложилась тенденция к централизации образовательного процесса. Выбор методик есть, но он существенно меньше, чем был раньше, из-за чего пространство для творчества сужено.
Однако, как он говорит, это не означает, что творческий учитель просто использует учебник, ведь даже его найти непросто:
«С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все усложнилось. По многим предметам, в том числе математике и физике, нет учебников для углубленного изучения. Поэтому учителю приходится комбинировать материалы, что-то добавлять для своего предмета, привносить много своего вопреки обстоятельствам», – рассказывает директор.
Мотивированность учеников и их родителей он также считает одной из главных составляющих успеха на экзаменах:
«Родителям детей, поступающих к нам, я говорю: «Вы не ждите волшебства, его не произойдет». Все зависит от того, насколько дети хотят учиться. Каким бы учитель ни был замечательным, он один ничего не сделает, если ребенок не мотивирован».

Талантливый школьник талантлив во всем
Николай Погребников считает, что одаренные дети, какие часто приходят в его лицей, талантливы сразу в нескольких областях. В пример он привел ежегодное посвящение в лицеисты, где у ребят есть возможность рассказать о себе, подготовить «визитку», выступить с речью. По его словам, из раза в раз он остается приятно удивлен разносторонней развитостью учеников:
«Каждый год в первые две недели сентября мы всем лицеем выезжаем на так называемый День здоровья. В последние годы мы проводим его на базе «Локомотив»: в течение всех дней классы участвуют во внутренних соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу. А в футбол даже девочки играют», – рассказывает директор.
Такие неформальные мероприятия, по его словам, помогают ребятам сплотиться и снять напряжение. Практикуют их в течение всего года, чтобы дети не испытывали стресс во время учебы и в том числе перед ЕГЭ.

Как присоединиться к избранным?
Лицей №124 принимает учеников только в 7 и 10 классы через вступительные испытания по математике и русскому языку. Заявки принимают с января, а тестирование идет до мая, чтобы все, несмотря на несобранность или плотный график, попробовали свои силы на экзамене.
«Отбор – это не способ кого-то отсечь, а возможность определить, кто действительно сможет освоить нашу сложную программу», – говорит Николай Погребников.
Руководство лицея и учителя понимают, что для некоторых вступительные испытания могут показаться слишком суровыми и в итоге испугать. Чтобы избежать таких ситуаций, в лицее предусмотрели бесплатные подготовительные курсы к внутренним экзаменам.
«Чтобы стать лицеистом, нужно пройти конкурсные экзамены: контрольную по математике и диктант по русскому языку, - рассказывает – Николай Погребников. - Мы набираем четыре класса, а это 120 человек. Я думаю, что при желании можно поступить.
Как это часто бывает с русскими людьми, кто-то заранее задумывается о будущем своего ребенка и начинает готовиться к поступлению уже в январе, кто-то просыпается только в апреле. Но все имеют равные возможности поучаствовать в конкурсе на отбор до конца мая включительно. Мы готовы помочь всем желающим и подготовить на качественном уровне».

Далеко за 200 баллов
Выпускники лицея №124 успешно поступают в топовые вузы Москвы, Петербурга и Новосибирска. Около 70% обучаются за пределами края, а остальные – в техническом и классическом университетах Барнаула.
Что примечательно, абсолютное большинство поступает на бюджет. Так, выпустившийся в прошлом году 11 «Г» полным составом поступил за счет государства в университеты разного калибра.
«ЕГЭ – это отличный социальный лифт. Наши ученики без проблем поступают в лучшие университеты страны, они достаточно конкурентоспособны, то есть имеют хорошую сумму баллов, в среднем она далеко за 200», – говорит директор.
По его наблюдениям, бывшие лицеисты без проблем проходят в алтайские вузы на бюджет с такими результатами.
Но на уровне ведущих университетов конкуренция острее, и там нужны еще более высокие баллы.
«С результатом около 250 обычно можно поступить и в МГУ в том числе. Наши ребята нередко выходят стобалльниками сразу по нескольким предметам и поступают в лучшие учебные заведения, - говорит Николай Погребников. - Две трети наших выпускников выбирают для продолжения обучения вузы за пределами Алтайского края: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, два-три человека из ста - в Томске и Красноярске. Примерно 30-35% остаются в Барнауле, и большинство из них идет в технический университет».
Самое важное - в нашем Telegram-канале