Как стать европейцем? Очень просто – пойди и завали памятник. Это креативно и безопасно – "он ведь памятник"
Анатолий Егоренков,
доцент киевского Национального медицинского университета:
На прошлой неделе в центре Киева был повален памятник Ленину, что рядом с Бессарабским рынком на Крещатике. Памятник этот необычен тем, что делал его скульптор, лично знавший Ленина. Но дело даже не в этом. Одна мудрая киевлянка, которую я близко знаю, сказала после этих событий: этот памятник был символом негласного общественного соглашения и хрупкого равновесия между местными националистами и людьми с другими взглядами на развитие современной Украины. Символа больше нет. Равновесие нарушено. Дорога к вандализму открыта.
На следующий день после этого акта я беседовал с людьми, которые находились рядом с обезглавленной скульптурой бывшего вождя. Некоторые из них с детской радостью отбивали кусочки от монумента, на память (о чем?). Другие просто тихо радовались (чему?). Некоторые и осуждали это действие. А я вспомнил слова профессора Преображенского из повести "Собачье сердце" Михаила Булгакова: "…. Пусть. Раз социальная революция - не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?...". Михаил Булгаков, сам лично переживший в смутные времена гражданской войны, многократные переходы власти в Киеве от одних вождей к другим, знал, о чем писал. Все повторяется в истории Киева, знавшего и видевшего много чего. И смуту гражданской войны, и немецкую оккупацию. И разрушение Успенского собора Киево-Печерской Лавры. И разрушение от бомбежек Крещатика. И тихие, спокойные 50-60-е годы прошлого века.
Киев – это особый, сакральный город. Поэтому "война с памятниками" - это не характерная для коренных киевлян черта. Это новое, привнесенное современным этапом истории. Этапом переформатирования мировоззрения и разрыва мышления. И когда некоторые из нас осуждают "ленинский эксперимент" и вообще эпоху "булыжника – оружия пролетариата", то нужно спросить и себя в первую очередь. А чем именно ты, отличаешься от того, кого так пафосно осуждаешь (при этом собирая на память кусочки мраморного изваяния). Тем, что у тебя есть мобильный телефон и теплый туалет в городской квартире? Но ведь этого слишком мало, чтобы назвать себя гордым словом "цивилизованный европейский человек". Именно об этом я сегодня беседовал с людьми, окружившими поверженный памятник. Я лично никогда не испытывал трепетных чувств к вождям мирового пролетариата. Как и к современным вождям. В моей негероической биографии даже есть смешной случай сдачи госэкзамена по научному коммунизму (дело было в Барнауле, на физическом факультете Алтайского госуниверситета). Один из вопросов был связан с "новыми мирными инициативами" генсекретаря КПСС – дорого Леонида Ильича. И по своей наивности и склонности к логическому мышлению, я перед комиссией сказал, что никаких новых инициатив у нашего "дорогого Леонида Ильича" нет, что все он уже говорил ранее. И это было правдой. Что тут началось! Меня удалили с экзамена. Моя судьба повисла на волоске. Но потом нашлись хорошие люди в госкомиссии и меня выручили. Свой диплом выпускника АГУ я получил. Это я рассказываю для того, чтобы просто на своем примере показать, что можно думать самому, а можно бездумно повторять мантры "вождей" и быть в толпе.
Поэтому мне всегда хотелось понять: почему у людей возникает трепетное желание их (вождей) обожествлять. А потом вдруг ненавидеть. Что это? Проявление феномена "экзистенциального вакуума" (по В. Франклу) современного человека, поиск своего безбожного бога или просто законы биологического выживания в социальном измерении? Видимо, всего понемногу.
И сегодняшние события со сносом мраморного изваяния – это все тот же "крик освобожденного разума", освобожденного от поиска истины, от чувства ответственности. Историю, даже если она тебе не по разуму и не по вкусу, нельзя "повалить" как тот памятник. Революционные комсомольцы 20 годов прошлого века тоже многое "валили". Мы знаем, что из этого вышло. Но теперь мы повторяем их "подвиги", вновь думая, что вот мы-то знаем истину в последней инстанции. Теперь, как киевлянин, я жду, когда эти новые "товарищи-господа" придут срывать металлические барельефы с цитатами Ленина, что расположены совсем рядом с разрушенным теперь памятником Ленина, на станции метро "Театральная" в Киеве. Придут с патриотическими песнями. Но без достойной современного человека 21 века и эпохи постмодерна понимания сути вещей. Человека, знающего и понимающего современную европейскую философию и историю. Но нет, скорее наивно и гордо полагающего, что они далеко ушел от того бескомпромиссного "комсомольства" 20-х годов прошлого века. Наивность. И абсолютная похожесть. Как у однояйцевых близнецов.
И в заключение. Одна моя знакомая молодая, талантливая и очень по-булгаковки киевская поэтесса, после прочтения моей предыдущей заметки по поводу евромайдана, прислал свои стихи, написанные 9 декабря 2013 года:
Суетливое время, беги, беги,
Я тебя догонять не стану.
Ищут сами в себе - где ждут враги,
Ищут нового всем нам пана -
Не того ли, что с рожками - древний бог,
Совращающий Афродиту?
Суетливое время, плети клубок,
Пока кладбища не разрыты.
Этих улиц я помню иные дни:
В тишине, а не в злом оскале.
Ищут сами себя же - но все - одни.
А иначе бы - не искали.
Когда город старше страны - на жизнь,
Ей годится в отцы и деды -
Он потерпит. Тихонечко полежит,
Как лежал уже до победы -
Дремлет, старый, пока у детей игра:
Пойте песни и бейте в бубен...
Но потом - не забудьте, что вам пора.
Этот город чужих не любит.
Самое важное - в нашем Telegram-канале