Политика

Контроль под надзором. Как чиновники хотят отрегулировать тех, кто их проверяет

Алтайские законотворцы накануне майских выходных выставили на публичное обсуждение проект закона, регулирующего общественный контроль за работой чиновников. Документ вызвал полярные оценки общественников: одни сочли его готовым к первому чтению, другие полагали, что в таком виде закон только создаст препятствия для контроля за властью.

Сессия АКЗС.
Сессия АКЗС.
Анна Зайкова

Поставить в правовые рамки набирающие силу общественные движения по контролю за работой чиновников призвал еще в 2013 году Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. Его ценное указание было принято к сведению, и в 2014 году вступил в силу Федеральный закон "Об основах общественного контроля", а в регионах стали разрабатывать свои аналогичные документы.

Авторы краевого законопроекта полагали, что контролерами власти в регионе могут стать краевая и муниципальные общественные палаты (и создаваемые ими общественные инспекции и группы контроля), а также общественные советы при краевых ведомствах и муниципалитетах.

Предусмотрели они право контролировать власть и для неких иных оргструктур общественного контроля, не конкретизируя, впрочем, понятие "иные". Как предположили участники одного из "круглых столов", обсуждавших тему 8 мая, речь, скорее всего, идет об организациях, в уставе которых есть пункт об общественном контроле.
В краевой Общественной палате законопроект восприняли оптимистично, сочтя, что он готов к первому чтению. Член палаты юрист Руслан Демаков, комментируя особую роль палаты, даже предположил: если член общественной инспекции или группы назначен без консультаций с ОПАК, то "свою деятельность они будут осуществлять незаконно, а итоговый документ (результаты проверки. — Прим. “СК”) не будет иметь юридической силы".

Однако на "круглом столе" "Комитета гражданских инициатив" право на контроль, переданное палатам и советам, восприняли как попытку власти взять общественных контролеров под свой чуткий надзор.

Константин Емешин,
председатель правления "Школы реальной политики":

Общественная палата формируется из членов, назначенных губернатором, и далее уже эти назначенные производят выборы других членов. Общественные советы формируются распорядительными актами самой государственной или муниципальной структуры.

Более того, на практике состав общественных советов жестко "модерируется", говорит руководитель "Геблеровского экологического общества" Алексей Грибков: "Я подал заявку на вхождение в состав совета при Главном управлении природных ресурсов и экологии, мне отказали на том основании, что я не указал год рождения". Депутат АКЗС Юрий Гальченко считает, что принципиальных граждан к работе этих советов и близко не подпускают.

По существу, под действие закона, если бы он был принят в нынешнем виде, не попадут не только структуры вроде надоевшего властям "Фонда борьбы с коррупцией" Алексея Навального, но и созданный по их инициативе "Общероссийский народный фронт". Если, конечно, они не получат "благословение" Общественной палаты.
Вообще, проект закона "Об общественном контроле в Алтайском крае" вызвал большой интерес: несмотря на то что на обсуждение выделили только 6 рабочих дней (с 29 апреля по 8 мая), в крае прошло три "круглых стола", каждый из них направил в АКЗС предложения.

Факт

Удостоверение общественного контролера предложил выдавать Сергей Тастан, член Общественной палаты края.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость