Впрочем, критика была весьма осторожной и осмотрительной: конкретных фамилий почти не называли, да и "администрацию города" предпочитали именовать "органом местного самоуправления". Что, по сути, конечно, верно. Главным же объектом критики стали решения этих самых органов местного самоуправления Барнаула, касающиеся экономики города, - аренда и продажа муниципальной собственности, ЖКХ, строительство, коммунальное хозяйство. По мнению депутатов, при решении этих вопросов не хватает публичности - их не выносят на всеобщее рассмотрение, не оповещают о них население. Отсюда - протесты, пикеты, предписания прокуратуры и прочие конфликты.
Иван Шефер, председатель комиссии по ЖКХ Барнаульской городской Думы:
О "стабильности конфликтов"
- Стабильность повторения конфликтных ситуаций при принятии экономических решений заставляет задуматься над причинами их возникновения. Почему какие-то острые социальные проблемы находят решение только после острого публичного конфликта?
К сожалению, по нашей российской традиции у нас происходит обособление как представительных, так и исполнительных органов местного самоуправления. Считается, что эти органы - нечто сакральное, и оно должно быть скрыто от народа. В связи с этим при принятии решения не учитываются социальные интересы. Или, наоборот, какие-то интересы преобладают путем действия лоббистских групп.
О компетенциях мэра
- Большинство полномочий администрации города предоставляются по решению Думы. С моей точки зрения, сейчас большинство полномочий, которые должны остаться у Думы, отданы в компетенцию мэра. Например, использование городского имущества: если речь идет о сроке более 15 лет, решение принимает городская Дума, если до 15 лет - вопрос об аренде, например, решает мэр самостоятельно. Вы сам понимаете, что большинство договоров аренды не превышают срока 15 лет. Я не хочу сейчас обсуждать, правильными были эти решения, неправильными, но возможность ошибки при индивидуальном решении крупных вопросов очень высока.
Так было принято решение по "Алтайским коммунальным системам" - согласованное решение "Алтайэнерго" и администрации, когда энергетики передали АКС магистральные сети и технику, которая их обслуживала. А город передал сети внутриквартальные. Год эта компания функционировала, а потом энергетики приняли решение изъять свою часть имущества. И с 1 мая оно было изъято. И сейчас есть проблемы с подготовкой сетей. Поэтому все решения по крупным договорам должны быть публичны. Тогда могут появиться разные оценки, но вероятность ошибки снижается.
О Счетной палате
- Контрольная функция органов местного самоуправления закреплена за городской Думой. Но реального механизма контроля нет. Мы с трудом добились включения в Устав города позицию по Счетной палате, но депутаты приняли решение, что она начнет действовать только при новом составе Думы. Соответственно реально проверить сейчас, насколько эффективно используются бюджетные деньги, реально проверить ситуацию с нашими муниципальными предприятиями возможности нет. А ослабленный контроль - это падение эффективности управления городом. Что мы и наблюдаем.
Сейчас эту функцию выполняет контрольно-ревизионное подразделение комитета по финансам администрации Барнаула. За первое полугодие им выявлено финансовых нарушений на сумму более 50 миллионов рублей. Но так как орган подотчетный, результаты проверок остаются внутри.
Юрий Фриц, председатель комиссии по земельной политике, строительству и архитектуре городской Думы:
О публичности и аренде
- В моем понимании человек не должен ходить и изыскивать информацию о тех или иных решениях администрации или Думы. Она должна обязательно публиковаться. На днях в комитете рассматривали вопрос эффективности работы компаний, являющихся, так скажем, монополистами на рынке поставок энергетических и других услуг. Когда с компаниями заключались договоры, было обусловлено их вхождение на рынок услуг Барнаула: привлечение инвестиций со стороны и своевременная выплата арендной платы за муниципальное имущество. Выяснилось, что ни первый, ни второй пункты не соблюдаются. Это известные, крупные компании, те же "Коммунальные системы", тот же Барнаульский водоканал и другие. Это большие суммы, которые недополучает вовремя бюджет. Это системный сбой, и нельзя его замалчивать.
О земле и строительстве
- Отвод земельных участков обязательно должен производиться на конкурсной основе. На сегодняшний день, если память мне не изменяет, был один опыт проведения конкурса, и тот неудачный. Конкурсов, которые должны проводиться, нет. Видимо, не хватает, так скажем, административной воли, тем более что в бюджете средства на подготовку земельных участков для проведения торгов заложены. Еще одна проблема - повальное строительство зданий в городе без получения соответствующего разрешения...
Какие будут предложения?
Иван Шефер:
- С моей точки зрения, все эти проблемы можно решать согласованными действиями Думы и городской администрации. Нужно только в большей степени вернуться к тем механизмам взаимодействия органов местного "самоуправление", которые диктуют нам Конституция и 131-й Закон. Само понятие самоуправления предполагает, что субъект и объект управления должны быть максимально приближены, если не слиты. Это принципиальное отличие предполагает, что все вопросы местного значения должны приниматься с максимальной публичностью, с активным участием населения. Населению сейчас необходимо более внимательно изучать Устав Барнаула, потому что многие возникающие проблемы касаются не личных характеристик мэра или депутатов, а именно соблюдений данных принципов. Осенью мы планируем устроить публичное обсуждение этих вопросов, главное, чтобы жители города захотели принять участие в этом обсуждении.
От редакции
Как можно было уяснить из слов депутатов, речь идет не о критике отдельных чиновников администрации, депутатов или "лоббистских групп", а о системе управления ресурсами города, сложившимися в Барнауле. Надо сделать эту систему публичной и прозрачной, заявляют депутаты. Надо активнее привлекать горожан к решению главных экономических вопросов. Все это замечательно, но что мешает? Вопрос ко всем заинтересованным. Мы приглашаем вас (администрацию города, чиновников, депутатов, горожан) высказать свое мнение. Принять участие в дискуссии: что нужно менять? И как?
Иван ВЛАСОВ, Елена НИКИЩЕНКО.
Самое важное - в нашем Telegram-канале