Владимир Лукин,
уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:
Такая ситуация — это совсем неправильно. Я не буду высказывать свое мнение о конкретных региональных Уполномоченных, потому что я считаю это этически некорректным. Но такой случай — это очень важная проблема.
Региональные уполномоченные избираются в регионах в соответствии с региональными законами, по которым либо губернатор, либо группы депутатов выдвигают кандидатуры. В результате густым потоком в региональные уполномоченные пошли люди, отслужившие свой срок на другой должности, чтобы отбывать синекуру. Это, к сожалению, имеет место в очень большом количестве регионов. В одном регионе таможенник кого-то "не удовлетворил" и оказался в омбудсменах, в другом омбудсменом стал региональный замминистра МВД, который руководил кадрами... Гоголевских персонажей предостаточно.
Это говорит о двух вещах: о том, что местные Заксобрание и гражданское общество находятся в слабом состоянии и в тяжелом положении и не могут реально сказать — ну давайте обсуждать кандидатуры, посмотрим, каким авторитетом человек пользуется, что он сделал на благо граждан, может ли он противостоять нажиму со стороны начальства — и так далее. Будет в регионе гражданская активность — будет избираться нормальный Уполномоченный. Ничего подобного у вас в регионе, видимо, сделано не было.
Вот поэтому с самого начала своей работы я ставил вопрос, что в наших конкретных условиях должен существовать так называемый "двойной ключ": Уполномоченный должен избираться в регионе региональным собранием, но его избрание и, что еще важнее, отзыв — должны быть согласованы с федеральным уполномоченным.
Президент с этим согласился, и он подчеркнул, что уполномоченный должен быть независимым.
Самое важное - в нашем Telegram-канале