Вертикаль уходит вдаль
Вообще-то, "зародыш" своей инициативы авторы выносили на Думу еще весной - тогда они предлагали передавать властям регионов часть полномочий "несправляющихся" мэров. Законопроект тогда освистали и осмеяли. Особенно бурной была, понятно, реакция мэров, а потом против поправок выступило и правительство. Инициаторы сами же и отозвали свое детище на доработку. И вот доработали. Новый вариант, по их мнению, не противоречит ни Конституции РФ, ни Европейской хартии о местном самоуправлении. Кроме того, разработчики успели заручиться поддержкой многих губернаторов.
Суть поправок состоит в возможности "опустить" местное самоуправление с уровня центров регионов до уровня внутригородских территорий (районов). Управление городом от мэрии переходит к районам, главы которых будут, как и сейчас, выбираться голосованием населения. Но вот какие у них будут полномочия, будет определять, по проекту, власть региона (читай - губернатор). Губернатор же сможет распоряжаться городским бюджетом, землей, жилищно-коммунальным комплексом...
По мнению Владимира Мокрого, таким образом, муниципальные власти будут "делить с губернаторами полномочия и ответственность, работать в связке". И вертикаль власти в стране прирастет и усилится.
Что же касается мэров, то согласно проекту без них можно и вовсе обойтись: "Там, где будет осуществляться местное самоуправление, выборность обязательно останется. Где не осуществляется - будет назначаться государственный служащий и будет действовать структура администрации субъекта или правительства субъекта", - изложил свое видение Владимир Мокрый корреспонденту "Газеты.Ру".
Противники законопроекта утверждают, что его принятие означает угрозу введения на территориях прямого губернаторского правления. А инициативу законодателей от "Единой России" называют одним из пунктов эксперимента по созданию "партийных правительств" в регионах, цель которого - добиться окончательной власти "ЕР" в регионах. Первое чтение проекта может состояться уже 8 ноября.
Из пояснительной записки к проекту
"Законопроект предусматривает возможность осуществления местного самоуправления на внутригородских территориях административных центров субъектов РФ. В этом случае местное самоуправление на городском уровне осуществляться не будет... Регулирование вопроса о том, на каком уровне будет осуществляться местное самоуправление в административных центрах, столицах субъектов РФ, законопроектом отнесено к полномочиям субъектов РФ".
Комментарии
Игорь Вольфсон, председатель комитета АКСНД по местному самоуправлению:
- Люди, которые подали эту инициативу, не являются юристами. Они просто видят, что происходит на демократических выборах в России, и, видимо, пришли к выводу, что на какой-то стадии этому нужно положить конец. Тем более что одного из кандидатов в мэры недавно убили. А во многих субъектах федерации существуют серьезные разногласия между губернатором и мэрами. Чтобы это ликвидировать, выбрано самое простое решение - сделать мэров назначаемыми.
На мой взгляд, это в принципе не реализуемо, поскольку противоречит Конституции РФ. Там ясно сказано: органы местного самоуправления не входят в структуру органов государственной власти. Поэтому со стороны государственной власти никакие назначении невозможны. Если исходить из того, что существуют проблемы между губернатором и главой областного центра, так у нас в крае в ряде районов есть разногласия между главами района и райцентра. Их тоже назначать?
Геннадий Шейда, председатель исполкома Алтайского отделения Республиканской партии России:
- Существуют разные системы выборов мэров городов. В США мэры работают по контракту с городским Советом депутатов. Можно говорить и в пользу всенародных выборов, и в пользу принятия решения представительным органом города. Наша партия считает, что необходимо сохранить форму всенародных выборов. Их отмена приведет к дальнейшему отчуждению общества от власти.
Выборы мэра Бийска, события в Дальнегорске показывают обществу, до чего может довести выборная система. Но на самом деле, если работают органы власти, избирательные комиссии, правоохранительные органы, все можно делать в рамках закона. Таким образом, слабость федеральных органов власти не позволяет проводить выборы честно и прозрачно. Отсюда и появляются инициативы по сворачиванию последних выборных основ.
Заместитель координатора АРО ПП ЛДПР по пропаганде и связям с общественностью Андрей Щукин:
- Наша партия положительно относится к возможной отмене выборов главы города. Только назначение и жесткая вертикаль власти сможет поддерживать порядок. И в случае если нам придется голосовать, мы проголосуем за подобные нововведения. Правда, о том, как это будет реализовываться на местах, сказать очень сложно, ведь даже самые благие намерения (те же национальные проекты) в регионах идут с перекосами…
Вячеслав Глазычев, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления (в интервью ИА REGNUM):
- Зачем потребовались такие радикальные изменения? Ответ лежит на поверхности. На недавних выборах в восьми регионах "Единая Россия" хотя и одержала убедительную победу по совокупности, то есть план был выполнен, тем не менее проступило со всей ясностью, что жителям крупных городов самоотождествление "партии власти" с президентом Путиным убедительным не показалось. Явка была низкой. В иных городах очень низкой, на грани фола. Впереди большие выборы в Госдуму, и логика авторов новой законодательной идеи понятна: поручить губернаторам обеспечить и явку, и правильное голосование, дабы сомнений в удержании большинства за "ЕР" не было. А то ведь вроде пошутили с Партий жизни и Партией пенсионеров, ан кое-где шутку не поняли - в Туве, к примеру, и отдали не рожденному еще гибриду треть голосов. То, что саму идею новации губернаторы примут с восторгом, сомнения не вызывает. Они давно с завистью смотрели на Лужкова, так что идея наконец-то зачистить поле от мэров, нередко дышащих им в затылок, милое дело.
Слово мэрам
В администрации Барнаула корреспонденту "СК" сообщили, что глава администрации Владимир Колганов готов высказать свое мнение относительно законодательной инициативы депутатов Госдумы только после ознакомления с текстом проекта. "Мы запросили в Государственной Думе текст проекта постановления, как только Владимир Николаевич с ним ознакомится, он даст свою оценку", - сообщил сотрудник пресс-службы городской администрации.
А вот оценка главы Томска Александра Макарова (кстати, депутат ВладимирЖидких - его земляк):
- Меня поражает одно: как депутаты, люди государственные, не понимают, что мы в России никогда не будем хорошо жить, пока не научимся уважать законы своей страны. Поправки, предлагаемые депутатами Жидких, Мокрым и Огоньковым в закон о местном самоуправлении, носят явно не конституционный характер. Можно сказать, что это просто вызов и Конституции, и местному самоуправлению. Получается, что все инициативы президента России, все его высказывания о том, что местное самоуправление не должно быть соединено с госвластью, что его надо развивать, укреплять и так далее, эти депутаты ставят под сомнение, делают неубедительными. На мой взгляд, президент этого ни в коем случае допустить не может. Ни малейшей экономической или социальной основы под этими предложениями нет. Самое главное, что в результате таких поправок пострадает не лично мэр Макаров, Иванов или Петров. От этого пострадают прежде всего жители крупных муниципальных образований.
"В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".
Конституция РФ, статья 12
Иван ВЛАСОВ, Елена НИКИЩЕНКО.
Самое важное - в нашем Telegram-канале